Страничка в православной сети Елицы Общины прихожан и братии Храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского г. Н. Тагил width=100

Православная социальная сеть

Чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Проповедь в Неделю о слепом

Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа! Сегодня, братья и сестры, уже 36 дней прошло после того, как мы начали праздновать Светлое Христово Воскресение. Близится день, когда мы будем вспоминать событие, тоже очень важное для нашего спасения: это Вознесение нашего Спасителя. Конечно, важно, чтобы в эти дни мы внимательно посмотрели, какой плод пришествия в мир Христа Спасителя сотворен внутри нас, в нашем сердце. Что это дало нам? В чем мы изменились, что дает нам Бог и что мы принимаем от Него?

 Сам Господь об этом говорит так: «Я пришел на суд, чтобы слепые видели, а видящие стали слепыми» (Ин.9:39). Сегодня, читая Святое Евангелие, мы как раз видели, каким же образом происходит этот внутренний суд. Суд внутри каждого из нас. Каким образом слепой может видеть, а видящий, наоборот, ослепнуть?

 Сегодня мы слышали, как Господь для ясности понимания этого исцелил видимым образом слепого человека, который, причем, был слеп от рождения. Он подает ему исцеление тоже необычным образом. Каждое Его действие учит нас. Вначале Господь сотворил из обычной земли, из Своего плюновения брение, которым замазал очи этого человека. Зачем это было нужно?

Мы с вами при первом взгляде, очень невнимательном и поверхностном, можем и не понять, что человек не видел, потому что у него глаза широко открыты. Казалось бы, мы можем ошибиться, этот человек может и видеть. Это то, чего Господь желает нам избежать: чтобы мы не обманывались видимым. Поэтому Он закрывает эту фальшь, убирает ее.

 Раз человек  не видит, он замазывает его глаза. А дальше говорит ему: «пойди и умойся в купели Силоамской». Эта купель названа в переводе на наш с вами язык как «посланник». Так Господь показывает, что пришло время Посланника Божиего. Этот человек, слепой от рождения, уже имея начатки доверия Христу, потому что слышал о Нем, потому что и сейчас совершается что-то важное в его жизни, идет, умывается и возвращается уже видящим.

Но возвращается он не к Самому Христу, Который его исцелил, а к себе домой. Конечно, все начинают дивиться: как же так? Мы видели, что этот человек слепой, он сидел и просил себе на пропитание.  А ныне он видит. Расспрашивая его, все понимают, что случилось что-то важное, поэтому идут к фарисеям. Где они находились в это время, не указано, но исцеленного ведут к ним. Для того, чтобы это действительно стало явным чудом Божиим.

Но фарисеи, которых апостол затем называет уже иудеями, как люди, противящиеся Богу, начинают его расспрашивать именно с той мыслью, чтобы обрести некоторую каверзу, неправду в действиях Божиих. Они начинают эту неправду искать. Говорят, что была суббота, а Он брение сотворил. Значит, Этот Человек грешник. Потом пытаются запутать самого человека, которого исцелил Христос. Но его запутать никак не удается, и он четко стоит на своем. «Не знаю»,- говорит он,- «грешный Он, или нет. Но я знаю, что был слеп, а теперь вижу, а грешников Бог не слышит. И не может Он творить чудо по просьбе грешника» (Ин 9:25). Так этот слепой защищает Христа Спасителя и сам начинает утверждаться в вере в Него как в Сына Божиего, как в Мессию. Именно Того, Кого все и ожидали в то время, в том числе и фарисеи.

Но далее происходит обратное. Фарисеи, которые были способны видеть, которые имели знание, вдруг становятся слепыми. Они не видят очевидного и, более того, когда их доводы рассыпаются в прах и они не могут сказать уже ничего против слов исцеленного человека, они в бессилии просто выгоняют его. Этого выгнанного человека находит снова Христос. «Веруешь ли»,- Он говорит,- «что в этот мир пришел Сын Божий?» Человек спрашивает: «А кто же Он, Господи, чтобы я уверовал в Него?» «А вот», - говорит Христос, «Тот, с Кем ты говорил и ныне говоришь» (Ин 9:35-37). Этот человек от всего своего сердца кланяется Христу как истинному посланнику Божиему, как Мессии, как Спасителю всего мира.

Так, братья и сестры, совершилось самое главное. Постепенно от прозрения телесного этот человек приходит к прозрению внутреннему, и Господь это явно показывает. Люди, которые не имели, вроде бы, никаких знаний, не имели даже способности верить, понять и видеть, вдруг начинают видеть и понимать и знать. Так же, как и случилось с самими апостолами, которые были неучеными рыбаками.

 И вот, братья и сестры, в нашей с вами жизни очень важно наблюдать не за другими людьми, слепые они или видящие, а именно за самими собой. Ведь очень часто мы и себе кажемся людьми видящими. Кажется, что мы что-то видим и знаем, и даже вроде бы веруем. Но, вполне возможно, что это все фальшь, которую нужно просто замазать и никому не показывать.

На самом деле перед Богом важно то, что делается внутри нас. Это тот плод, который Господь принес в этот мир. Суд совершается внутри нас и этот суд, братья и сестры, мы с вами, наше сердце. Сегодня очень важно, чтобы мы внутри себя этот суд уже начали совершать и, пока не поздно, все-таки обратили внимание на свою слепоту, если таковая есть.

Господь говорит, что если человек думает, что что-то имеет, а на самом деле не имеет, то от него вообще все отнимется (Мф 13:12). Также как и видимость знания, видимость веры. Господь это вмиг может отнять, потому что это все фальшивое, это все неправильное. Все это неправда и не есть истина. Наша с вами задача очень трезво, реально посмотреть на свое сердце. Нам, конечно, хочется, чтобы мы были верующими, очень святыми людьми, чтобы у нас все было хорошо, гладко, но давайте трезво посмотрим на себя. Таковые ли мы есть на самом деле? И уже с этой трезвой мыслью начнем поправление своей жизни. Аминь.