Страничка в православной сети Елицы Общины прихожан и братии Храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского г. Н. Тагил width=100

Православная социальная сеть

Чтобы прийти к вере, нужно войти в свое сердце. Проповедь в праздник Торжества Православия

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодня, братья и сестры, воскресный день, который традиционно и исторически именуется Православной Церковью Торжество Православия. Сегодня, читая Святое Евангелие, мы слышали, каким образом православие утверждается в сердцах и умах людей. Мы слышали историю о том, как к вере во Христа пришел обычный человек именем Нафанаил (Ин. 1: 43-51). Мы знаем, что в израильском народе каждый ожидал пришествия Мессии, каждый жил этим ожиданием. И когда Христос пришел и призвал первых учеников-апостолов, они сердечно откликнулись на этот призыв. Один из них, Филипп, рассказал об этом своему другу Нафанаилу: «мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета» (Ин. 1: 45).

Нафанаил усомнился, а может ли что-то доброе быть из Назарета. Но Филипп ему предложил сходить и посмотреть. Нафанаил идет, чтобы посмотреть, он не может не прийти, ведь его друг не может просто так поверить в то, что не имеет под собой никакого основания. Он идет, чтобы увидеть. Христос сразу говорит, что это человек, внутри которого нет никакой лукавства. Нафанаил спрашивает, почему Ты знаешь меня? Действительно, ведь Христос еще ни разу не встречался с Нафанаилом. Но Христос говорит: еще до того, как Филипп сказал тебе обо Мне, я видел тебя под смоковницею (Ин.1: 48).

Здесь, братья и сестры, Евангелие нам не раскрывает всей тайны. Мы видим, что с Нафанаилом однозначно что-то происходило – может быть, внутренне, сердечно – под смоковницею. Что-то, о чем знает только он и Сам Бог. И, когда Христос говорит ему об этом, Нафанаил понимает, что перед ним именно Сам Бог, Сын Божий. И поэтому он сразу же, не сомневаясь, говорит об этом: Ты Сын Божий, Сам Бог.

Братья и сестры, это исповедование Нафанаила происходит, потому что Бог открыл ему тайну его сердца – то, что никто больше не знает и не узнает, ни один человек. Это говорит о том, что такое Православие. Это истинное Богопознание и Богопочитание. Нафанаил увидел в этой ситуации истинного Бога, он действительно познал Его в этом откровении. А дальше случилось истинное Богопочитание, когда Нафанаил в открытую сказал, что перед ним Сам Бог.

Мы, братья и сестры, с высоты стольких столетий, стольких веков уже понимаем, что поклонение нашему Богу должно происходить только в духе и истине, это то, что внутри нас, в нашем с вами сердце. Нигде, ни в какой местности мы не обретем того поклонения Богу, которое должно совершаться в нашем сердце. Именно поэтому за православием и верой нет необходимости куда-то ехать, куда-то бежать, потому что оно в нашем сердце совершается. Даже само Царствие Божие, по слову Христа Спасителя, есть внутри нас (Лк. 17:21), и это говорит о той ответственности, которую мы с вами несем.

Итак, чтобы прийти к вере в нашего Бога, чтобы истинно поклониться Ему, нужно войти в свое сердце и там обрести чистоту, именно там созидать настоящее доверие нашему Богу. Мы, конечно, должны понимать, что к вере все приходят по-разному. Один человек, как Нафанаил, может прийти враз и вмиг, когда перед собой увидит откровение Божие, а другой человек месяцами и годами приходит к Богу через тернии, трудности, постепенно созидая внутри себя настоящее познание Божие. И мы должны понимать, что часто в нашей жизни именно так и  случается, но мы не должны проявлять нетерпение и унывать. Постепенно, с решительностью мы должны следовать за нашим Богом, идти к Нему, и тогда наше сердце созреет  для того, чтобы в нем присутствовало и росло Царствие Божие. Конечно, для этого нужно прилагать многие и многие труды, потому что без труда ничего не бывает. И если даже и Бог дарует нам многое, то это для того, чтобы мы трудом сохраняли эти дары.

Потому в нашей жизни мы не должны пребывать в лености, мы должны всегда и всюду трудиться ради сохранения даров Божиих, и этот дар прежде всего – наша вера. Не зря очень часто мы говорим о том, что наша душа по природе своей христианка. Это действительно так, потому что нашему сердцу, нашей душе уже изначально дано стремление к Богу, и это стремление выражается самым разным образом в нашей жизни. И наша с вами задача – не угашать это стремление, а напротив, стремиться всяческим образом его поддерживать, идти за ним, открывая свое сердце Богу нашему. Потому что только тогда, когда мы откроем свое сердце, Бог войдет в него.

Ведь православие, братья и сестры, не что иное, как Дух Святый, потому что православие – прославление Богом человека дарованием ему Всесвятаго Духа. Там, где нет Духа Святаго, нет православия. А там, где нет православия, там нет и спасения. Потому мы должны особенно стремиться к тому, чтобы в нашем сердце пребывал Дух Святый. И Евангелие, а за ним и Святые Отцы нашей Церкви открывают нам, каким образом это сделать – только очистив свое сердце от всякой нечистоты, от всякого греха, порока, страстей. Когда сердце будет чистым и мы устремимся ко Христу, тогда Он даст нам Духа Святаго. Но мы знаем, что, чтобы принять этот Дух, нужно прижать свою плоть. Именно поэтому Церковь непрестанно напоминает нам о воздержании. Именно поэтому посты в нашей Церкви постоянно пытаются нас прижать, чтобы мы взяли всласть над своею плотью.

Мы сегодня еще вспоминаем о том, что Православие утвердилось в победе над ересями. Мы знаем, что все ересиархи нашей Церкви жили не очень хорошо, часто развратно и блудно. И это говорит о том, что всякая ересь от плоти исходит. Это плотское мудрование. Чтобы его не было в нашей жизни, нужно прижать плоть, нужно, чтобы дух властвовал.

Поэтому, братья и сестры, наша задача прийти именно к этому – чтобы дух имел в нашей жизни самую большую власть. И только тогда мы сможем, обуздав свою плоть, прийти к нашему Богу и поклониться Ему в духе и истине.

Иерей Олег Шабалин, настоятель храма св. преп. Сергия Радонежского, г. Нижний Тагил