Страничка в православной сети Елицы Общины прихожан и братии Храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского г. Н. Тагил width=100

Православная социальная сеть

Легкий путь не приведет ко спасению. Проповедь на Евангелие от Луки (10: 25-37)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодня, братья и сестры, читая Священное Писание, мы с вами слышали, как Спасителю в очередной раз был задан вопрос очень важный. Но, сказано в Святом Евангелии, что, к сожалению, человек подошел к Нему с этим вопросом, искушая Его, т.е. с лукавством (Лк. 10: 25-37). Хотя вопрос был по-настоящему серьезным: что мне делать, чтобы спастись? Господь ему говорит: «В законе что написано? как читаешь?». И оказывается, человек знал, как ему спасись. Он отвечает, что нужно возлюбить Бога всем своим сердцем, всем своим существом, нужно возлюбить ближнего как самого себя. Господь ему отвечает: Делай так и спасешься.

Конечно, если бы человек был честен перед собой, если бы он действительно искал спасение, подобного вопроса бы не возникало. Господь ведь не зря отправляет нас к Святому Писанию. В нем все есть для нашего спасения: все рассказано, указано, только бери и делай. Но ведь вот что, у нас часто, как и у этого человека, внутри бывает лукавство. Мы как бы говорим, это невозможно. Что это за слова Божии, в которых мы ничего не понимаем. Как они трудны, как их достичь. И мы начинаем искать того, кто бы нам прямо указал: сделай это и спасешься.

Но ведь во Святом Писании и так все конкретно указано. Но мы, братья и сестры, на самом деле ищем легкого пути. Ведь этот человек все понимал прекрасно и даже сам на вопрос ответил – возлюбить надо. Но возлюбить – это же трудно, и до какой меры возлюбить. Христос раскрыл ответ на этот вопрос, когда начал рассказывать притчу о человеке, которого разбойники ограбили, изувечили и чуть не убили. Этот человек ждал, кто для него окажется ближним. Конечно, наш ближний – это тот, кто нуждается в нашей помощи. Для этого человека ближним оказался тот, кто к нему приблизился и стал помогать. И мы видим из этой притчи, что меры любви вообще нет. Она безмерна. Надо любить и делать дела любви до конца. Господь в другом месте Святого Евангелия так нам и говорит, чтобы мы поприще с человеком шли до конца, до тех пор, пока это необходимо.

Так и этот самарянин, которого иудеи отвергали. Самарян они считали людьми нечистыми, связавшимися с язычниками. И вот самарянин оказался ближним для этого иудея, на которого напали разбойники. Он не только омыл его раны, поместил в гостиницу, не только заплатил за эту гостиницу, но еще сказал управителю гостиницы: Ты ему помоги, а я, когда возвращусь, еще тебе заплачу. Этот человек не знал меры в своей любви. Он старался помочь попавшему в беду до конца.

Это есть самое трудное – пройти до конца то поприще, на которое мы встаем. Мы часто начинаем что-то делать, а потом говорим себе, как это трудно, и оставляем это поприще. Потому Евангелие остается для нас, к сожалению, пустым звуком. Мы ничего не делаем из Святого Писания. Мы ничего не исполняем из слов Божиих. Мы ищем того и тех, кто укажет нам легкий путь. Но понятно, что этот легкий путь ни к чему не приведет, ко спасению уж точно.

Братья и сестры, для нас очень важны те слова, которые мы услышали сегодня во Святом Евангелии. Вот человек подошел ко Христу с внутренним лукавством. Наверное, в процессе разговора он все-таки умудрился, наверное, он понял, к чему следует стремиться. Может, сразу стал серьезнее, потому что услышал серьезный ответ Спасителя, увидел серьезное отношение к нему.

Бог и к нам относится так же серьезно. И Он желает нам спастись и уж точно не будет указывать в угоду нам легких путей, которые не приведут ко спасению. Он укажет точный путь, который приведет нас в Царствие Божие, даже если этот путь будет трудным, скорбным.

Потому мы должны лицом к лицу встать с правдой Божией. Должны принять эту правду в себя, в свое сердце и идти за ней до самого конца. Мы должны посмотреть на свое внутреннее лукавство, на то, как часто мы себя оправдываем и жалеем, как часто в действительности не желаем встать на путь правды и истины. Как часто мы себя оберегаем, желаем себя спасти от трудностей и неприятностей и этим губим свою душу.


Братья и сестры, мы должны понять, что если мы подходим ко Христу Спасителю, то должны это сделать без всякого внутреннего лукавства. Мы должны честно признаться, что Бог все дал для нашего спасения. Ничего больше нам не нужно. Нужны только наши дела, нужно только наше послушание Богу, наше исполнение Его заповедей. И вот тогда мы в своей честности и искренности достигнем Царствия Божиего, как бы это ни было трудно. Мне кажется, что сегодня, когда мы читаем Святое Евангелие, наша самая главная задача - прийти к внутренней честности, перестать себя оправдывать, перестать себя жалеть. Наконец-то прийти к реальному пониманию событий и всех процессов, протекающих в нашей жизни. А реальность такова, что нас постоянно стараются ввести в некоторое заблуждение относительно нашей жизни и нашего спасения. И Святое Евангелие нас отрезвляет. Мы должны со вниманием отнестись к слову Божиему в этом отношении, должны трезво взглянуть на себя, на свою жизнь и честно сказать себе, что мы делаем и чего не делаем. Не быть, как этот человек, или хотя бы, как он, в конечном итоге принять слово Божие. Ведь Господь объяснил ему, что ему стоит делать, объяснил, что он все правильно понимает, но еще и открыл ему его внутреннее лукавство. И вот когда этот человек понял, как и что нужно делать, до какой меры нужно возлюбить, Христос говорит ему: «Иди, и ты поступай так же».

Господь обращает эти слова и к нам. Мы читаем Святое Евангелие, кто-то каждый день, кто-то не каждый, но наверняка всегда мы приходим в некоторый трепет и страх, потому что видим несоответствие нашей жизни Святому Писанию. Мы должны понять, что слова Божии обращены и к нам: иди, и ты делай так же. Господь это говорит нам, ведь нам нужно освободиться от греха, нам нужно прийти ко спасению. Будем честны перед собою, и наша жизнь станет истинной, спасительной, будет плодотворной.

Иерей Олег Шабалин