Страничка в православной сети Елицы Общины прихожан и братии Храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского г. Н. Тагил width=100

Православная социальная сеть

О любви. Проповедь на Евангелие от Матфея (22: 35-46)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Всегда, братья и сестры, мы начинаем проповедовать именно этими словами, потому что любое наше действие должно быть посвящено Богу нашему – Отцу и Сыну и Святому Духу. Конечно, во-первых, из-за нашего послушания Ему, а во-вторых, и самое главное, из-за любви к нашему Господу.

Итак, любое наше начинание и дело мы должны осуществлять именно таким образом. Основание нашей деятельности – Сам Бог, и возможность этой деятельности тоже в Нем. На самом деле Он не отстранен от нас, Он не столько рядом с нами, сколько в нас и в нашей с вами деятельности. Потому что мы - творение Божие, и Он сотворил нас по своей благости, по своей милости и по своей любви. Так вот и ныне, несмотря на наши грехопадения, несмотря на греховную сущность человеческую, мы все-таки имеем возможность стремиться к нашему Богу и даже соединиться с Ним. И все это только по Его любви к нам.

Любовь – это сущность нашего спасения

Сегодня мы с вами читали святое Евангелие, в котором Господь и нас наставляет точно также любить (Мф. 22: 35-46). Потому что мы не должны отличаться от нашего Спасителя ни в чем, особенно в этом. Любовь – это сущность нашего спасения, сущность христианства, следования за Христом. Потому когда некий законник спросил у Христа Спасителя, какая же самая большая заповедь, Он ответил, что заповедь о любви. «Возлюби Бога твоего всем сердцем. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 37, 39).

Господь наставляет нас любить по-настоящему. Конечно, говорить о любви достаточно просто, но вот делать, любить – это сложно. И в нашей жизни мы, может быть, мало встречаем примеров такой любви, особенно любви жертвенной, любви, которая даже не требует ответа, любви, которая исходит из самого сердца человека. 

Но тем не менее в истории Православной Церкви есть те, кто может дать такой пример. Множество святых угодников Божиих рассказывают нам о том, каким образом прийти к этой любви. И они показывают нам пример таковой любви. И мы можем и должны взять этот опыт. Потому что сами собой научится любить мы не можем, нам это не под силу. Но для того Господь и открыл нам эти светильники благодати Божией, чтобы мы, взирая на их жизненный пример, точно так же учились любить. 

И это, братья и сестры, особенно важно сегодня, сейчас, когда во всем мире действительное оскудение любви. То оскудение, о котором Господь говорит нам во святом Евангелии. 

Но в это же самое время Он говорит, что там, где оскудевает любовь, там, где умножается грех, всегда преизобилует благодать Божия. Господь восполняет наши немощи по Своей любви. Если мы, доверяя свою жизнь Богу, вверяя Ему каждый Свой шаг, каждое Свое устремление, будем учиться любить, тогда наша жизнь изменится в одночасье. Любви научают нас угодники Божии, которые пришли к этой добродетели.

Даже не имея в сердце любви, делай дела любви

Они говорят: не имеешь ты в сердце любви, делай дела любви. И тогда Господь, видя твое усердие, вложит в твое сердце истинную любовь. И это, братья и сестры, правда. Оказывается, то воображение, которое у нас есть, этот дар Божий очень важен для нашего спасения. Очень важно уметь воображать. Не можем мы любить врага или даже просто ближнего. Вообразим, что мы любим. И те дела, которые мы бы делали, если бы по-настоящему любили, нужно претворить в жизнь

Такое же воображение, исходя не из фарисейского представления, а из внутреннего нашего стремления ко Христу, должно быть и относительно нашего Бога. Мы, всматриваясь внутрь себя, не всегда увидим настоящую любовь к нашему Богу. Потому что наша жизнь говорит об обратном: если бы мы Его любили, то выполняли бы все заповеданное им.

Важно вообразить, что мы любим нашего Спасителя. В этом случае мы увидим путь, который открывается нам в том случае, если мы по-настоящему любим нашего Бога. Мы должны пойти по этому пути, даже если пока в нашем сердце этой любви нет. И вот когда мы встанем на этот путь, будем совершать действительно дела любви – в отношении Бога, в отношении людей, – тогда наше сердце тоже начнет меняться. И так через внешнее мы придем к внутреннему. Об этом говорит нам Господь и на это Он нас наставляет.

Все сходится в одном – в заповеди о любви

И это не просто слова, а конкретное руководство к действию. Конечно, оно во многом непростое. Пересилить себя достаточно сложно. Но на то в нашей жизни и есть благодать Божия. Будем молиться Господу о том, чтобы Он восполнил нашу немощь и помог нам в действительности приблизиться к совершенной любви, которая не ищет своего, всегда и во всем долготерпит, обязательно ищет благость не для себя, но для окружающих. 

В этом должна быть цель и задача нашей жизни. И к этому Господь не просто нас призывает, а говорит о том, что это насущное для нашего спасения. И мне кажется, нам нужно это просто осознать. Все, что написано в Священном Писании, каждое указание или заповедь – все это сходится в одном – заповеди о любви. Как только мы это осознаем и поймем, в нашей жизни что-то начнет меняться. 

Что толку, если мы ходим в храм, исповедуемся, причащаемся или даже молимся иногда, а по-настоящему не любим. Апостол Павел так и говорит, что это все равно что кимвал звенящий. Он издает звук, а сам внутри пустой. Так и мы можем уподобиться такому состоянию, когда что-то звенящее от нас исходит, а внутри-то ничего нет. Самое страшное для христианина – сделаться таким вот гробом украшенным.

Сегодня нам очень важно решительно взяться за это дело и по-настоящему учиться любви – всегда, везде, каждую секунду наше жизни. Аминь.

Иерей Олег Шабалин, настоятель храма в честь преп. Сергия Радонежского