Страничка в православной сети Елицы Общины прихожан и братии Храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского г. Н. Тагил width=100

Православная социальная сеть

Обращение Закхея. Проповедь на Евангелие от Луки (19: 1-9)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Совсем недавно мы вспоминали, как в лице святого праведного Симеона Богоприимца все человечество встретило Христа Спасителя. А из сегодняшнего чтения Святого Евангелия мы узнали о встрече с Богом конкретного человека – мытаря Закхея (Лк. 19: 1-9).

Встреча произошла в Иерихоне, куда для проповеди пришел Спаситель. Это был достаточно зажиточный город, в котором были развиты свои промыслы, через который многое провозили, поэтому там был не один сборщик податей, а несколько. Закхей был старшим среди этих мытарей.

Народ израильский считал сборщиков податей для Римской империи изменниками. Римская империя устанивливала конкретную сумму подати, но мытари пользовались тем, что народ не знал ее размера. Мытари могли брать и брали больше, и излишек шел в их карман. Таким образом мытари наживались на своих же современниках. С ними не общались, конечно, никогда не входили в их дом и естественно не считали их достойными спасения.

Но именно этот человек, который был отвержен обществом, своими современниками,  искал Спасителя, желал видеть Его. Как написано в Евангелии, он забегал вперед, зная, что здесь пройдет Сам Иисус Христос. И поскольку он был маленького роста, то даже влез на дерево, чтобы увидеть Спасителя. И Господь обращается к нему напрямую, говоря, что Ему «подобает быть» у Закхея – т.е. это уже установлено. Дальше происходит то, что никак не ожидали от Спасителя, не ожидали те, кто видел в Нем Святого Человека, Пророка, - Он входит в дом мытаря. Окружающие люди начинают роптать: как можно войти в дом такого грешного человека?

Но Спаситель входит в этот дом для того, чтобы изменить его, чтобы он перестал быть домом грешников, а стал бы домом Духа Святаго. И это происходит. После разговора со Христом Закхей изменился, пообещал половину имения отдать нищим, а тем, кого обидел, возвратить с четверицей.

Закхей понимал, что занимался воровством, а по израильскому закону вор должен был отдать тем, у кого своровал, вчетверо, а то и впятеро больше. Так он, не раздумывая, решительно отстает от своего греха, от того, что его питало, удовлетворяло различные нужды. Это происходит, когда он узнает, что есть нечто большее и лучшее – Царствие Божие. Христос приносит в наш мир проповедь о том, что все конечно, но бесконечное и вечное лишь Царствие Божие, где уже в земной жизни стоит копить и сохранять сокровище.
Нам важно видеть здесь и другое. Мы знаем, что Закхей был отвержен сородичами, потому что был на служении у Римской империи, мы знаем, что окружающие не видели в нем человека достойного того, чтобы в его дом вошел Мессия. Но именно в этот дом, именно к этому человеку приходит Спаситель. Так и мы в своей жизни, помышляя по-человечески, думаем о недостоинстве того или иного человека, проходим мимо того, кто нуждается, кто выглядит плохо. Но именно к таким людям, нуждающимся,  страдающим, приходит Господь, потому что их сердца, в отличие от наших, еще не окаменело. Те страдания и трудности, которые есть в их жизни, смягчают сердца. Такой человек может прийти не просто к покаянию, а к изменению внутреннему, изменению сердечному.

Мы должны помнить, что в лице просящего у нас может прийти к нам Сам Господь. К таким людям мы должны относиться со всем вниманием и благоговением, потому что так совершается спасение каждого из нас. Мы должны, следуя примеру Спасителя, не имея неприязни или брезгливости, входить в жизнь любого человека, который ожидает от нас помощи. И часто наша помощь бывает просто в теплоте, в том, что мы по-человечески отнесемся к другому. Так и Господь подает и тепло и любовь каждому, кто приходит к Нему.

Когда мы читали о мытаре, мы в действительности прочитали, как нужно относиться ко всем людям. Мы не раз говорили о том, что именно отношение к человеку дает нам возможность правильно относиться и к Богу. Дурное отношение к окружающим дает дурные плоды в сердце, и мы уже отдаляемся от Бога и не входим в число Его учеников, не входим в Его Царство. Наша жизнь, хоть она и временна, созидает плоды вечного царства в нашем сердце. Это Царство, по слову Божьему, растет внутри нас, там, куда мы боимся заглянуть. Постараемся очистить сердце для того, чтобы чистым взглядом, взглядом любви смотреть на каждого приходящего к нам. Аминь.

Иерей Олег Шабалин, настоятель храма в честь преп. Сергия Радонежского