Страничка в православной сети Елицы Общины прихожан и братии Храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского г. Н. Тагил width=100

Православная социальная сеть

Образ и подобие Бога – в каждом человеке. Проповедь на Евангелие от Луки (17: 12-19)

Сегодня мы с вами во время Божественной литургии читали Святое Евангелие, которое слышим очень часто, практически каждый день, мы его читаем во время благодарственного молебна. Это отрывок из Евангелия, в котором Господь исцелил десять прокаженных человек (Лк. 17: 12-19).

Проказа в то время была страшным, можно сказать, проклятием для человека. Он жил вне города. Ведь общество отвергало таких людей, они несли заразу, поэтому были лишены обычного общения. И, конечно, когда человек вдруг получал исцеление от этой страшной болезни, это была несказанная радость. Он мог вернуться в общество.

Здесь, братья и сестры, важен еще один момент. Когда Господь их исцелил, они ушли в радости, а вернулся, чтобы поблагодарить, только один. В Евангелии сказано, что он был самарянин. А этот народ тоже был отвергнут народом израильским. Получается двойное отвержение обществом этого человека – из-за проказы и из-за той местности, откуда он был родом – Самарии.

И вот, братья и сестры, в других местах Евангелия нам очень часто показано, что люди, которые отвержены обществом, подчас показывают высоту добродетели. Например, мы помним мытаря, который считался среди евреев предателем. Но именно он вошел в объятия Спасителя, именно он понял, что принес Господь, и постарался измениться, понял, в чем состоит покаяние. И таких примеров множество. Часто мы читаем о тех, кто был отвержен из-за болезни, а Господь принимает и исцеляет их, потому что видит в них веру, терпение, смирение, любовь.

Так мы можем увидеть, что на самом деле перед Богом важно не физическое увечье, а духовная высота или недостаток, которые мы совершенно не видим. Но как мы привыкли судить о внешнем. Видим, что человек не слышит, не говорит – глухонемой. И мы уже смотрим свысока, считаем его отсталым. Или, например, человек без руки или ноги, или бомж, от которого неприятно пахнет. Мы смотрим на этих людей не как на наших собратьев, а как на тех, кого надо бы от нас отторгнуть, поселить вне нашего города. Такое у нас отношение. И тут не надо лукавства - такое отношение у всех, оно может подспудно проявляться, но тем не менее оно есть.

Постоянно Господь нам показывает, что наше мнение основано на неправедности, на тщеславии, гордости, себялюбии. Мы не по-братски относимся к тем, кто рядом с нами. Может быть, вы уже заметили, что в наш храм часто приходят инвалиды по слуху, для которых мы служим литургию на языке жестов. Приходят в наш храм и другие инвалиды, и бездомные. Возможно, встречаясь сними, вы ощущаете то, о чем я сейчас говорил. Но нам важно помнить, что Христос заповедал нам служить ближним своей любовью. Вот потому мы не должны относиться к людям, которые выглядят не так, как нам представляется правильным, отрицательно. В любом случае мы должны понимать, что это наши собратья.

Итак, мы должны убрать из нашего общества всякое разделение, например, по признаку физического увечья или внешнего вида. Мы должны более всего думать о единстве, к которому призывает нас Господь. И это ведь единство не только в храме, в нашей семье и с нашими близкими, это в целом единство. К нему призывает нас Господь, и это конечно очень трудная работа над собой, своим сердцем, своей душой. Но именно в такой работе будут созидаться в нашем сердце все добродетели – и терпение, и смирение, и, самое главное, любовь.

Постараемся отныне и навсегда по-братски относиться к любому человеку, который рядом с нами. Неважно, как он выглядит, важно, что он - образ и подобие Бога.

Иерей Олег Шабалин