Страничка в православной сети Елицы Общины прихожан и братии Храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского г. Н. Тагил width=100

Православная социальная сеть

Пост и молитва. Проповедь на Евангелие от Матфея (17: 14-22)

Сегодня, братья и сестры, десятая неделя по святой Пятидесятнице. В сегодняшнем Евангелии мы слышали, как ко Спасителю подошел некий человек с рассказом о своем сыне (Мф. 17:14-22). Мы любим рассказывать о своих детях, об их достижениях, о том, как они хороши. Но здесь человек пришел рассказать о горе своей семьи, о том, что его ребенок тяжело болен, о том, что он беснуется.

И это на самом деле рассказ о нашей жизни. Потому что наша жизнь есть не что иное, как следование не столько за Христом, к сожалению, сколько за силами злобы поднебесной. Именно они являются основанием греха, и не секрет, что мы бываем побуждаемы ими на греховные дела.

Мы можем, если внимательно всмотримся в свою жизнь, увидеть, что часто бывают в ней обстоятельства, когда мы вовсе не руководим собой, но нами руководят эти силы, которые, искушая нас, приводят ко греху.

В этих обстоятельствах мы видим, что мы совершенно не свободны. Мы действительно пребываем в некотором рабстве. И это рабство готово захватить нас всецело – и тело, и душу. Именно от этого рабства пришел нас освободить Господь. Он дает нам все необходимые для того средства. И вот в сегодняшнем Евангелии Господь рассказывает нам, как освободиться от этого рабства.

Он исцеляет сына этого человека, а затем к нему подходят ученики, апостолы и спрашивают, почему они не смогли сделать то же самое, хотя человек этот сначала пришел к ним.

И Христос говорит им, что они не смогли совершить исцеление только по своему неверию. Потому что вера их слаба, а ведь когда вера сильна, она может двигать и горы. Более того, Господь говорит нам, что этот род, род бесовский, дьявольский, может быть даже изгоняем из нашей жизни, но он изгоняется только постом и молитвой.

Вот чего действительно недостает нам в нашей жизни. Мы, конечно, можем сказать, что мы, как усердные христиане, соблюдаем четыре больших поста, которые установлены нашей Церковью, постимся в среду и пятницу. Но это подчас не является показателем нашей воздержанной жизни. Напротив, все остальное время вне постов мы проводим невоздержанно. О посте речь здесь не идет. Пост – это отречение от всего мирского. Пост – это действительное отхождение от всего того, что предлагает мир, для того, чтобы сочетаться с тем, что предлагает нам Бог.

Молитва – это всецелое посвящение себя Богу. Молитва – это не то, что мы встали утром или вечером перед иконами и помолились. Это тоже благостно, но молитва, о которой говорит Господь здесь, - это целожизненное предстояние перед Богом. Мы, конечно, должны этому учиться.

Чтобы победить в себе грех, чтобы отойти от рабства греху, от рабства силам злобы поднебесной, нужно жить воздержанно, отрекаясь от всего мирского и посвящая себя Богу в молитве, в постоянном предстоянии Ему. На самом деле иного здесь быть не может. Невозможно служить нашему Богу, идти за Ним как-то частично. Господь нас предупреждает, чтобы мы не сообразовывались с веком сим. Он так и говорит Своему Богу-Отцу в молитве: Он избрал нас от этого мира. Мы избранники от этого мира. Пребывая в этом мире, мы должны просвещать его силой и благодатью Духа Святого, который должен действовать в нас, наших сердцах и душах.

И вот то Евангелие, которое мы услышали сегодня, это не столько обличение Христа Спасителя, сколько Его сожаление. «О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» (Мф. 17:17) «Развращенный и неверный род» - вот как именует нас Господь. И это есть истина о нас.

Потому сегодня, слыша сожаление Божие о том состоянии, в котором мы пребываем, потрудимся возбудить свое сердце к изменению, действительно станем на путь исправления, постараемся быть чадами Христовыми, соответствуя Ему во всем, во всей своей жизни, всем своим существом.

Во вторник начинается Успенский пост. Поучимся действительно посвятить себя Богу, отречься от этого мира, чтобы не сообразовываться с ним, чтобы не входить с ним в глубокое общение. Чтобы не мир владел нами, но мы просвещали его тем светом, который через нас Христос дает Своему творению.