Страничка в православной сети Елицы Общины прихожан и братии Храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского г. Н. Тагил width=100

Православная социальная сеть

Проповедь в неделю о мытаре и фарисее

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодня в воскресный день мы прежде всего вспомним о том, о чем говорилось в Церкви вчера. Вчера мы читали Святое Евангелие, и Господь через притчу сказал нам о том, что наша молитва должна быть неотступной, должна иметь постоянство, и только в этом случае она может быть исполнена. А сегодня, читая слово Божие, мы слышали, как Господь в притче говорит о том, какой может разной быть молитва. Она либо слышима Богом, либо нет.

Конечно, когда мы говорим «слышит Бог» или «не слышит Бог», мы понимаем, что в любом случае Бог всегда все слышит, Он знает о каждом движении нашего сердца. Здесь подразумевается, исполняет Бог прошение или нет.

Когда человек не видит исполнения своей просьбы, то скорбя, отходит от молитвы. Но Бог устремлен к нам в отношении нашего спасения. Он не для того есть в нашей жизни, чтобы исполнять каждую нашу просьбу, а для того, чтобы привести каждого из нас ко спасению. И вот в этой связи Бог видит каждую нашу просьбу, каждое воздыхание. И поэтому мы либо видим Его благодатную помощь или не ощущаем ее.

Сегодня мы слышали притчу о двух людях, мытаре и фарисее, которые вошли в храм помолиться (Лк. 18: 10-14). Мы с вами тоже приходим в храм с этой целью, и в этом наше единение. Но дальше мы разделяемся, потому что каждый молится о своем. В притче произошло также. Фарисей – человек знающий, который всю жизнь посвятил изучению закону Божия, старался жить по этому закону, как он его понимал. Вроде бы он должен быть примером в молитве, в любви, вере. Но в действительности этого в нем не обретается. Его молитва говорит о другом. Он, конечно, признает, что все хорошее в нем – от Бога, и он благодарит Господа за то, что он таков, каков есть. Но дальше в его молитве есть только превозношение. Он превозносится, потому что к себе относит дары и таланты, которые Бог ему дает.

Мытарь же не только осознает, что все исходит от Бога, но и понимает, что все дары и таланты даны ему для служения людям. И он знает, что это служение в его жизни никак не присутствует. Он только и может бить себя в грудь и просить о прощении. И, по словам Христа, именно этот человек ушел оправданным.

Когда мы читаем об оправдании, надо понимать, что речь идет об исполнении прошения. В молитве фарисея прошения не было. Плод его молитвы – тщеславие, гордость, самолюбие, превозношение. Плод молитвы мытаря другой – истинное сокрушение сердца, которое приводит к исправлению жизни. Сокрушение и покаяние должны всегда присутствовать в молитве. Конечно, мы не должны забывать о благодеяниях Божиих, должны благодарить Его за нашу жизнь, потому что она в Его руках, в Его воле решать, быть нам или не быть.

Все, что дает нам Бог, мы не используем разумно, не пребываем в послушании у Бога. Его дары даны нам для служения тем, кого Он нам приводит. Наше отношение к людям обнажает наше отношение к Богу. Важно стараться все дары Божии положить на служение ближним, положить на исполнение данного Им послушания. Мы лишь распорядители того, что нам дано, часто недобросовестные распорядители. Мы неверно распоряжаемся тем, что есть в наших руках, в нашем сердце, поэтому покаяние должно всегда присутствовать в нашей жизни.

Наша жизнь не может быть идеальной, она поражена вирусом греха. Но Господь дает нам надежду. Сокрушение рождает милость Божию, покаяние приносит в нашу жизнь благодатную помощь. Если мы желаем быть учениками Христовыми, служить Ему, то первое, что мы должны сделать, - припасть к Нему в сокрушении о своем нерадении, бесчинствах. Тогда только благодатная помощь Божия восставит, воскресит нас для новой жизни, жизни ради Христа в Его Царстве.

Иерей Олег Шабалин