Страничка в православной сети Елицы Общины прихожан и братии Храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского г. Н. Тагил width=100

Православная социальная сеть

Возрастные особенности детей от дошкольного до подросткового возраста

Надо верить и молиться, и Господь
не погубит наших детей и через своих
угодников святых сохранит их души.

Свящ.  Виктор Грозовский

Каприз – зародыш сердечной порчи, ржа
сердца, моль любви, семя злобы, мерзость Господу.

Св. прав. Иоанн Кронштадский

Возрастной кризисэто перемены в развитии, переход из одного состояния  в другое, это подъем с одной ступеньки развития на следующую. Такие процессы сопровождаются некоторыми особенностями в поведении ребенка. Границы кризиса всегда «размыты» и не имеют четких рамок, время кризиса весьма условно. Но родители всегда могут понять, что начался новый этап в развитии личности ребенка.  Острота кризиса зависит от взаимоотношений в семье между родителями и ребенком.

Особенности кризиса 3 лет

У ребенка появляется самостоятельность – в этот момент он несколько отходит от матери и открывается для общения с внешним миром. Он приобретает первые навыки самообслуживания, действия с предметами, умение регулировать свои физиологические отправления, умение выразить словами свои мысли и потребности. Начинает осознавать себя «умелым и компетентным» - он все знает и во всем разбирается. Но вместе с тем открываются отрицательные стороны характера ребенка:
•    Негативизм. Это реакция на взрослого человека. Ребёнок отказывается вообще подчиняться требованиям взрослых. Проявляется на близких взрослых. Ребенок пробует границы дозволенного, «наблюдает» за реакцией взрослого.
•    Упрямство. Это реакция ребёнка на собственное решение. Упрямство имеет цель – быть замеченным, чтобы с его личностью считались.
•    Строптивость. Связана с негативизмом и упрямством.  Направлена именно на  существующие в семье и дома устои.
•    Самостоятельность, как «самость». К трём годам ребёнок проявляет самостоятельность в намерениях и замыслах. Проявляет потребность в отделении от взрослого уже не столько физически, сколько эмоционально. «Я сам!!!».
•    Познание уровня допустимого. Сознательно идет на конфликт, испытывая терпение родителей.  Ударит и ждет, что будет – стерпят или нет, если стерпят, то ударит еще раз и сильнее.
•    Обесценивание взрослых. Самые близкие ребёнку взрослые люди могут услышать в свой адрес оскорбительные реплики: «Ты плохая мама, я уйду от тебя». И как следствие проявление деспотизма ко всему окружающему. Все эти симптомы могут выражаться в частых ссорах с родителями, постоянной демонстрации детского протеста, даже бунта, этому периоду свойственна капризность.

Рекомендации православных педагогов и психологов:

САМОЕ ГЛАВНОЕ, ЧТО ДОЛЖНЫ ПОНЯТЬ РОДИТЕЛИ:
ВОСПИТАНИЕ – ЭТО ТРУД!  

•    Молитесь за ваших детей. Очень важна совместная молитва о самом ребенке.
•    Не забывайте, что вы образец поведения для вашего ребенка. И этот образец должен быть достойным. Работайте над собой!
•    Берегите мир в вашем доме. Ребенок может чувствовать себя защищенным только тогда, когда в семье царит мир, любовь, теплота взаимоотношений.
•    Не делайте вашего ребенка центром Вселенной. Воспитывайте в нем понимание, что он член семьи, но не главный, а самый младший и значит, его опыт значительно уступает опыту взрослых. Строго выстраивайте иерархическую лестницу в семье. ЭТО ГЛАВНЫЙ ЗАКОН В ЛЮБОЙ СЕМЬЕ И МЕЖЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ.
•     Будьте последовательны в воспитании. Приводите четкие аргументы в пользу «надо» и «нельзя». Не потакайте капризам.
•    Будьте последовательны в реакциях на поступки! Незамедлительно реагируйте на поступки ребенка: либо поощряйте одобрением, либо ограничивайте или наказывайте. Не один поступок ребенка не должен остаться без вашего внимания. Не допускайте  попустительства! Последствия будут самые плачевные: детское непослушание, своеволие.  
•    Когда основы нравственности закладываются с пеленок, тогда не нужно ничего искусственно придумывать.
•    Объясняя ребенку, почему что–либо нельзя делать, обязательно указывайте на чувства взрослых. Например: «Нельзя топать ногами, т. к. внизу живет дедушка, он старенький, у него может болеть голова». «Ты убежал далеко, и я очень переживала (ал) за тебя». «Ты ведешь себя сейчас очень плохо, мне за тебя очень стыдно».
•    Наказывая ребенка, не обещайте того, что не сможете выполнить. Например: «Я выброшу тебя с балкона», «…уши оборву» и т. п.  Родитель должен отвечать за свои слова и не обещать попусту того, чего не сможет выполнить. Дал слово – держи!
•    Привлекайте ребенка к домашней работе, делайте его сопричастным  всех домашних дел, пусть поможет вам полить цветы, протереть пыль, прибрать вещи и т.д.
•    Вырабатывайте в ребенке чувствительность и к чужой боли, способность к сопереживанию, ориентируйте его на чувства и переживания другого человека. «Бабушка не может сейчас читать тебе книгу, она очень устала». «Нарисуй папе машину. Не хочешь? Папа расстроится, он ждет от тебя рисунка». Эти чувства  закладываются в раннем возрасте, торопитесь делать это, пока душа вашего ребенка не зачерствела!
•    Развивайте личность ребенка в гармони с миром, приучайте к общению с природой. Научите его восхищаться красотой созданного Богом мира.
•    Если вы поможете ребенку научиться преодолевать свое упрямство, ему будет легче воспринимать и слышать  другого человека. С таким ребенком легче договориться. Не забывайте – впереди у него долгая жизнь среди людей, с которыми нужно будет выстраивать взаимоотношения.
•    Без применения какой–либо степени наказания воспитывать ребенка невозможно. Наказание – это наказ, т.е. в наказание обязательно должно содержать в себе нравоучение. Наказание должно быть мудрым, а родитель строгим, в ровном состоянии духа. Наказание не только бесполезно, но и опасно, если родитель в раздражении выплескивает свои эмоции. Ребенок чувствует беспомощность старшего и быстро учится играть на его «слабых струнах».  
•    Физическое наказание – это крайняя мера, но и  оно должно нести в себе нравоучение и допустимо лишь в спокойном состоянии родителя. Если родитель срывается на ребенка - это не нравоучение, это всплеск родительского раздражения, который вредит ребенку, вызывает агрессию.  Одно лишь воздействие силой и давлением – это даже преступно.
•    С упрямством ребенка в этом возрасте легко можно справиться, если переключить его внимание на что-то другое, - «А давай мы сейчас с тобой посмотрим вот это!..» и т.п. Главное – не использовать приманки типа: «Даша не дает тебе куклу, а ты не плачь, я тебе куплю лучше» или «Пойдем, я тебе что-то вкусненькое дам».

•    Важно поощрять самостоятельность, но пресекать «самость». Родителю важно видеть существенное отличие в этих понятиях. Самостоятельность ведет к ответственности, «самость» - своеволие  ведет к наглости.
•    Очень важно научить ребенка понимать, что без разрешения он может брать только свои  вещи, об остальном, прежде чем взять необходимо спрашивать разрешения взрослых. Таким образом, вы прививаете ребенку этические нормы поведения и пресекаете развитие «самости».
•    Учите ребенка терпению. Учите ждать. «Не покупайте» вашего ребенка. Например: «Ты потерпи немного, а я тебе потом машинку куплю».
•    Воспитание уважения к старшим – один из основных аспектов в воспитании ребенка. Родителю необходимо уделить огромное внимание этому вопросу.
•    Прививайте чувство интимного стыда. Стыдно говорить о своих потребностях напрямую, нужно сказать маме на ушко.  Необходимо одергивать девочку если она задирает юбку при всех или сидит, широко расставив ноги.
•    Будьте внимательны к интересам ребенка, живо интересуйтесь его переживаниями, не подавляйте его личность.  
•    Помните, что все качества, заложенные в раннем возрасте, человек пронесет через всю свою жизнь!