Амосова Н. А. Роль школьной библиотеки в формировании духовно-нравственных ценностей учащихся | Храм Сергия Радонежского 

 


 


 



Страничка в православной сети Елицы Общины прихожан и братии Храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского г. Н. Тагил width=100

Православная социальная сеть

Амосова Н. А. Роль школьной библиотеки в формировании духовно-нравственных ценностей учащихся

Из опыта работы школьной библиотеки МБОУ СОШ № 44 с семьей

«Чем больше человек окружен духовной культурой, погружен в нее, тем он счастливее, тем ему интереснее жить, жизнь приобретает для него содержательность. А в чисто формальном отношении к работе, к учению, к товарищам и знакомым, к музыке, к искусству нет этой «духовной культуры». Это и есть бездуховность - жизнь механизма, ничего не чувствующего, не способного любить. Жертвовать собой, иметь нравственные и эстетические идеалы», - писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев в своей книге «Письма о добром и прекрасном», обращаясь к молодому поколению.

В наступившем XXI веке, который называют веком образования и культуры, первостепенное значение приобретает ориентация на развитие личности растущего человека. Развитие личности, ее образование и воспитание, подготовка к жизни в быстро меняющемся, полном противоречий и драматизма современном мире, личности, имеющей высокие нравственные и жизненные устремления, находится в центре внимания научной и общественной мысли не только в России, но и за рубежом. Формирование жизнеспособного молодого поколения - одна из главных стратегических задач нашей страны.

Необходимо развивать социокультурную информационную среду - гуманную, духовную, в которой дети и подростки могут получить доступ к ценностям культуры и идеям, действительно способствующим их развитию как будущих граждан страны. И именно библиотеки вносят огромный вклад в развитие информационного общества, совершая многовековое путешествие из прошлого в будущее.

В международных исследованиях показано, что нельзя воспитать читателя только на обязательной программе чтения в школе, без досугового чтения ребенок не становится читающим человеком. Если же он не стал активным читателем к 12 годам, то восполнить этот пробел практически невозможно. Что же составляет читательскую среду ребенка: это так называемая системообразующая триада:
1- семья
2 – школа
3 – библиотека.

Три составляющие: Семья, Школа, Библиотека – создают окружение, формирующее читающего человека XXI века, нацеливают на необходимость обеспечения исторической преемственности поколений, воспитания патриотов, граждан правового, демократическо¬го государства, обладающих высокой нравственностью и проявляю¬щих уважительное отношение к традициям и культуре.

В России была хорошая традиция - семейные чтения. Они всегда были традиционны в семье. Сегодня мы говорим об утрате этой традиции. Чаще всего родителям не хватает времени, а порой и умений, чтобы заниматься совместными чтениями.

Семейные чтения - это общее чтение книг, общение на основе книги. Именно общение на основе книги может сблизить детей и родителей. И, хотя говорят о разрыве между поколениями, книга может стать связующим звеном между поколениями отцов и детей.
И школьная библиотека располагает возможностями по организации работы с семьей.

На самом деле отношения библиотеки и семьи - уникальные отношения. Сегодня их суть заключается в том, чтобы открыть ребенку его будущее в контексте подлинных ценностей, а также гарантировать право каждого ребенка на свободу и творчество.
В библиотеке и взрослый, и ребенок выступают в иной, чем обычно роли: здесь они читатели. Дочка может увидеть, что привлекает внимание мамы, а внук принесет свою любимую книгу бабушке или дедушке.

Каждая семья уникальна, интересна по-своему, независимо от того благополучна она или нет. Не всегда взрослые и дети могут посмотреть на свою семью со стороны, найти зерна рациональности и какие-то положительные моменты. Кроме того, некоторые родители очень мало знают о своих детях.

Направление в работе «Библиотека – семья – книга» в школьной библиотеке началось с привлечения родителей к участию в работе круглого стола «Семейное чтение: за и против». Далее произошел разговор с родителями вместе с подростками о возрождении традиции в семье семейного чтения на круглом столе «Мой дом - моя крепость», где родители высказались, что нужно как можно больше читать книг духовно-нравственного содержания, такие как «Домострой», «Лето господне...». С помощью анкетирования «Читаем всей семьей», которое проводилось на родительских собраниях в начальной школе, мы выяснили, что родители знают о чтении своих детей, читают ли дома вслух. В школьной библиотеке, в классах во время родительских собраний были организованы книжные выставки «Любимые книги мам и пап», «Что читают ваши дети». На одном из родительских собраний во 2 классе, которое называлось «Детское чтение нуждается в поддержке», были затронуты проблемы детского чтения (как научить детей много читать и полюбить читать книги). Родители учащихся, заходя в класс, рассаживались согласно табличкам на столах «Ребенок читает только по программе», «Ребенок читает «из-под палки», «Ребенок любит читать». В результате оказалось, что из 24 человек, присутствующих на собрании, сели: за стол с табличкой «Читает только по программе» - 10 человек; за стол с табличкой «Ребенок читает «из-под палки» - 9 человек; за стол с табличкой «Ребенок любит читать» - 5 человек.  Родители делились своим опытом, каким образом они помогли своему ребенку полюбить читать книги. Например, папа одной девочки, рассказал о том, как они дома смогли развить у своей дочери желание читать книги. Они (родители) приобрели караоке с песнями литературных героев. Девочка сначала слушала песни, затем стала читать и подпевать вместе с героями книг. А родители в это же время начали вынимать из книжного шкафа на видное место дома именно те книги, где были герои, с которыми дочь познакомилась с помощью караоке, чтобы заинтересовать ее в прочтении этих книг. В этом же классе проводилась анкета «Любите вы читать?» среди учащихся. И на вопрос «Что тебе дает чтение» один из ответов был «Усталость». На вопрос, «Какой вы представляете в будущем школьную библиотеку» ответы были разные: «Много компьютеров», «Чтобы работали роботы», «Чтобы книги сами читались». Были даны рекомендации, советы родителям (буклеты «Вместе вслух», «Открывая ребенку книгу, вы открываете ему мир»), как помочь ребенку стать настоящими читателями. Для родителей учащихся начальной школы на родительском собрании были даны рекомендации о книгах, которые нужно читать младшему школьнику и как правильно собрать домашнюю библиотеку «Книга для школьника в домашнем собрании».

Возникла необходимость проведения цикла психолого-педагогического обучения родителей - практикума, предваряющего совместные занятия с участием психолога и родителей начальной школы. Была разработана программа «Секреты для взрослых, или как стать родителями читающего ребенка» - психологической подготовки родителей к творческому сотрудничеству со своими детьми, которая в последствии вошла в проект семейного чтения «Читаем сами, читаем вместе, читаем всей семьей».
Данный проект был разработан в связи с актуализацией проблемы чтения и формирования духовно-нравственного потенциала детей и младших подростков. Для реализации проекта была разработана программа »Читаем всей семьей», которая построена с учетом выраженного интереса родителей к истории и культуре, традициям, семейному укладу, языку народа. В связи с этим интересом подбиралась тематика занятий. Целью программы является осмысление чтения как явления культуры, источника и ускорителя развития личности ребенка, его творческого потенциала, не сводимого к получению информации. Согласно цели необходимо решить следующие задачи: сформировать у детей представления о сущности чтения, его уникальных свойствах, развить литературно-художественные способности, повысить уровень осмысления процесса влияния книги на читателя; возродить традиции семейных чтений; повысить культуру чтения в семье; приобщить к регулярному чтению художественной литературы и посещению школьной библиотеки.

В библиотеке созданы условия для активного сотрудничества библиотеки, учащихся, и родителей в формировании духовно-нравственного потенциала детей через исследовательскую деятельность, поддержка детского и семейного чтения. В рамках проекта «Читаем сами, читаем вместе, читаем всей семьей» были созданы совместные с родителями подпроекты учащихся  «Удивительный мир Е. Чарушина», «В. Бианки - переводчик со звериного». В библиотеке проводись библиотечные уроки, связанные с традициями и историей родного края. Занятия проводились для учащихся 4-х классов, задания предлагались с учетом интереса и привлечения родителей к поисковой исследовательской работе вместе со своими детьми. Родители вместе с учащимися подготовили материал для детско-родительских проектов «Что мы знаем о малой родине», «Достопримечательности родного города», «П. П. Бажов - уральских гор сказочник». В результате реализации данного проекта формируются такие качества личности, как любовь к Родине, к ближнему, трудолюбие, совесть, милосердие, послушание.  Материалы этих проектов были представлены в моем целевом проекте «Край родной земля уральская», реализуемый в рамках регионального образовательного проекта «Урал. Человек. Истоки». который в дальнейшем был представлен на городском библиотечном конкурсе «Удача года» и по результатам конкурса занял призовое место (2010).

Использование дискуссионных форм работы - это весьма результативный способ при изучении и знакомстве с письмами выдающегося ученого, академика Дмитрия Сергеевича Лихачева по проблеме формирования духовно-нравственного потенциала молодого поколения. По инициативе школьной библиотеки, хорошей традицией в нашей школе стало ежегодное проведение Лихачевских чтений «Читая «Письма о добром…», посвященных светлой памяти академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. В рамках Лихачевских чтений проводился диспут «Зачем на земле я живу». Участниками диспута были учащиеся 6 «Б», 7»Б» классов и родители учащихся.

Диспут был построен на чтении цитат Д. С. Лихачева из книги «Письма о добром и прекрасном». Высказывания учащихся 6-го класса на вопрос «Зачем я живу на земле»: «Я живу на земле потому, то я родился на земле. Мне нравится жть на земле», « …мы живем для потомков, … я живу для того, чтобы радовать родителей приносить им счастье»; »… «чтобы учиться, а еще я должен продолжить свой род»; « Я живу на земле благодаря своим родителям и моим предкам…»; «я живу для того, чтобы жить и добиться своих целей»; «я хочу прожить жизнь с достоинством, чтобы у меня была семья, работа…»; «я хочу порадовать оценками семью, а если я смогу стать стоматологом, то постараюсь доставить радость другим»; « я живу для того, чтобы добиться своего будущего. А в будущем найти себе достойную работу, обрести здоровую крепкую семью»; «Я живу потому, что родилась, и для того, чтобы приносить радость и счастье всем: помогать родителям, друзьям, городу… а, может быть, даже стране»; «Я очень рада, что живу на этой Земле! Ведь так мы наслаждаемся природой и даже самой жизнью»; «… я хочу помочь животным, которые остались без хозяина, стать ветеринаром и лечить животных».

Самым главным выводом диспута стали такие слова Д. С. Лихачева: «… в чем самая большая цель жизни? Увеличивать добро в окружающем нас. А добро - это, прежде всего, счастье всех людей».

Совместные мероприятия сближают детей и родителей, родители лучше узнают своих детей, дети пытаются освоить те знания, которыми обладают родители.

Чтение - та благодатная деятельность, которая открывает пути поиска жизненных ориентиров, способствует возникновению атмосферы духовности, общности.

«В воспитании главное - внушить детям любовь; любовь рождает послушание. Затем дать толчок к развитию интеллекта и по мере сил укреплять его, потом прививать основы морали и нравственности» (С.Т. Кольдридж.)

Анкета для родителей «Вы и ваш ребенок»

1.    Сколько свободного времени Вы проводите вместе со своим ребенком в течение дня (примерно в среднем)?
2.    Чем заполнено это время (перечислите занятия, дела, которыми Вы заняты вместе с ребенком)?
3.    Как Вы помогаете своему ребенку, если он, занимаясь чем-либо (уроками, любимыми занятиями), сталкивается с какими-либо трудностями?
4.    Чем интересуется (увлекается) Ваш ребенок?
5.    Какие интересы (увлечения) Вашего ребенка Вы бы хотели у него развить?
6.    Удовлетворены ли Вы собой как родители (подчеркните Ваш ответ):
-полностью
-частично
-не удовлетворен (а).
7. Каких знаний, качеств, умений Вам не хватает как родителю?
8.Каким бы Вы хотели видеть своего ребенка в будущем?
9. Хотели бы Вы принимать участие в литературных мероприятиях в
клубе семейного чтения «Читаем вместе»? (подчеркните Ваш ответ):
- да
- нет
- очень хотели бы
- затрудняюсь ответить

Анкета для родителей «Читаем всей семьей»

1. Кто из членов Вашей семьи занимается детским чтением?
2. Читают ли в Вашей семье вместе с детьми вслух книги, журналы?
3. Разговариваете ли Вы с ребенком о прочитанном? (подчеркните Ваш ответ):
- да
- нет
- иногда
4.    Бывает ли, что Вы запрещаете ребенку читать какие-то книги или посещать библиотеку? Почему?
2.    Знаете ли Вы, какие книги любит читать Ваш ребенок больше всего?
3.    Каких книг, по Вашему мнению, не хватает для детей?
4.    Какие книги прочитали Вы вместе с вашим ребенком?
5.    Хотели бы Вы принять участие в семейном турнире «Папа, мама, я - читающая семья?» (подчеркните Ваш ответ):
- да
- нет
- затрудняюсь ответить
9. Ваши пожелания и предложения.

Анкета для учащихся

1.    Любишь ли ты читать?
  - да
  - нет
  - не очень
2.     Что дает тебе чтение?
3.    О чем любишь больше всего читать?
4.    Есть ли у тебя любимая книга?
5.    Как ты выбираешь книги?
 - по оглавлению - по содержанию
 - по оформлению
 - по автору
6.    Прислушиваешься ли к советам библиотекаря?
7.    Чьими советами пользуешься?
8.    Сдавал ли книги не прочитанными? Почему?
9.    Если бы тебе предложили самому написать книгу, о чем бы ты написал?
10.     Помогают ли тебе выставки в библиотеке при выборе книг?
11.     Умеешь ли ты пользоваться каталогом?
12.     Что тебя не удовлетворяет в работе школьной библиотеке? И почему?
13.    Какой видится тебе в будущем школьная библиотека?
14.     Как ты считаешь, достаточно литературы в библиотеке? Если недостаточно, то какой именно?
 - художественной литературы
 - справочной литературы
 - научно- популярной
15.     Какие библиотеки ты посещаешь?
16.     Из какой библиотеки ты любишь брать книги на дом и почему?
17.     Какие книги ты прочитал за последние 2 месяца?
18.     Владеешь ли ты компьютером?
19.     Кто из членов вашей семьи занимается детским чтением?
20.     Читают ли в вашей семье вместе с взрослыми вслух книги, журналы?

Амосова Н. А.,
заведующая библиотекой
высшей категории
МБОУ СОШ № 44