Страничка в православной сети Елицы Общины прихожан и братии Храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского г. Н. Тагил width=100

Православная социальная сеть

Францева Н. В. Компьютерная зависимость

Фактически никто не сомневается в пользе и необходимости компьютера и Интернета, поскольку они обеспечивают широкий и быстрый доступ к различного рода информации. Однако в последние годы увеличивается количество обращений родителей к специалистам (психологам, врачам, психотерапевтам) по поводу злоупотребления детей компьютерными играми. 

Опасность попасть в зависимость к компьютеру угрожает прежде всего детям и молодежи, что вполне понятно: их психика еще неустойчива и легко поддается влиянию. Компьютерная зависимость, по мнению некоторых психологов, также, как любая иная (алкогольная, наркотическая и т.д.), крайне отрицательно сказывается на личности человека, вызывая нарушения социального взаимодействия и нравственную и умственную деградацию. 

Причины 

1. Прежде всего, компьютер дает все те эмоции, которые может, но не всегда дает ребенку жизнь. Это широчайший спектр - от положительных эмоций до отрицательных: восторг, удовольствие, увлеченность, досада, гнев, раздражение. И все это можно испытать, не двигаясь с места! 

2. Ребенок в компьютерной игре получает власть над миром, где граница условности недопустимо сдвинута в сторону реализма (в виртуальной реальности). Компьютерная мышка - как бы аналог волшебной палочки, благодаря которой, практически не прикладывая усилий, можно становиться властелином мира.

3. Еще одна причина - духовная и педагогическая безграмотность родителей, которые не смогли правильно, то есть с духовной точки зрения, оценить опасности, таящиеся в современной псевдокультуре. Они не сумели или поленились уделить своим детям достаточно внимания, чтобы увлечь их более полезными, а главное - более безопасными играми.

4. Следующий пункт - дефицит внимания со стороны сверстников. Тогда ребенок с головой погружается в компьютерный мир для того, чтобы побеждать виртуальных врагов и тем самым завоевать внимание, симпатии и доверие окружающих. 

Отрицательное воздействие 

Современная масс-культура несет в себе мощнейший заряд агрессии. Цель и основное действие многих компьютерных игр - это убийство.

Пример из одной фактически "обучающей" игры: сначала герой шагает по улице со спрятанным в кармане пистолетом, в конце улицы стоит полицейский. Когда он поравняется с полицейским, тот обыщет его и конфискует пистолет. Так играющий получает информацию о том, что сделал неверный ход. Тогда играющий делает другой ход, как оказывается после - верный. Теперь он идет по улице уже не с пистолетом, а с гаечным ключом (или молотком). Полицейский не имеет ничего против рабочих инструментов, поэтому препятствие пройдено благополучно. А дальше герой встречает старушку, вынимает инструмент из кармана и бьет ее по голове, та падает, а из нее - сыплются монеты. Кроме того, из «энциклопедии юного налетчика» можно узнать, что нападать лучше на старушку, а не на рабочего, и еще массу «полезных» сведений.

Стремление человека к компьютерной игре паразитирует на правильной программе развития человека, включающей в себя, особенно в детском возрасте, стремление к игре. Следует отметить, что компьютерная игра, в отличие от подвижной или интеллектуальной игры со сверстниками, позволяет освободиться от всех нравственных норм. Важен только результат, важны очки. Всё другое второстепенно и несущественно. Нравственные принципы превращаются в ненужный анахронизм.

Расстреливая на экране противника, можно чувствовать себя вполне комфортно и защищенно. Жалости и сострадания не возникает, наоборот – они полностью подавляются ощущением своей значимости, своего могущества, ощущением себя почти сверхчеловеком! Важно отметить, что, хотя все эти ощущения иллюзорны, они чрезвычайно впечатляют, повышают эмоциональный градус, а потому накрепко отпечатываются в сознании ребенка. Компьютерная игра, которая сильнейшим образом воздействует именно на эмоциональную сферу ребенка, формирует личность мощно и почти необратимо, то есть фактически зомбирует человека, вводя в его сознание жесткие стереотипы поведения. В результате полностью утрачиваются правильные социальные ориентиры. Оторвавшись от экрана монитора, ребенок невольно переносит свое отношение к "человечкам" из виртуальной реальности компьютерной игры в жизненную реальность своей семьи или своего класса.

Конкретные проявления компьютерной зависимости в поведении детей: 

Падение познавательных и социальных интересов, снижение учебной мотивации и, как следствие, резкий обвал школьной успеваемости, сворачивание дружеских контактов. Ребенок готов день и ночь сидеть за компьютером и бурно протестует против любых попыток хоть как-то его в этом ограничить. 

Резко снижается уровень духовности, интеллектуальная и физическая работоспособность. У детей, увлеченных агрессивными играми-"стрелялками", наблюдается девальвация ценности всего живого.

Анализируя психологические последствия тяги к компьютерным играм, можно сделать вывод, что в отличие от обычных игр со сверстниками - неважно, подвижных или интеллектуальных, - компьютерные игры несут деструктивный заряд огромной мощности. Он определяется несколькими параметрами: 

1. Компьютерные игры отличаются жесткой программной заданностью, поэтому неизбежно сужают и схематизируют жизненные ситуации, упрощают способы их решения, обедняя сложность нравственных задач и тем самым содействуя примитивизации мышления.

2. Компьютерные игры провоцируют рост в душе человека эгоизма, поскольку весь виртуальный мир этих игр запрограммирован и ориентирован на играющего, на его «эго», на его «я», этот мир потакает всем его самым низменным страстям, основанным на гордыне и тщеславии. Для православных очевидна огромная опасность, поскольку мы знаем, что "Бог гордым противится, а смирен-ным дает благодать" (Иак. 4:6; 1 Пет. 5:5).

3. Компьютерные игры довольно часто порождают у киберзависимых детей и юношества уныние, апатию, а иногда даже отчаяние, поскольку столкновение с действительностью полностью разрушает иллюзию всемогущества и быстрой достижимости желаемой цели, которыми человек упивается, сидя перед экраном монитора.

4. Компьютерные игры провоцируют раздражительность и злобу. Они вызывают бурный всплеск негативных эмоций, когда взрослые, отрывая от увлекательной игры, просят, к примеру, сесть за уроки или сходить за хлебом. Так постепенно у ребенка вырабатывается неприязнь к тем, кто ему "все время мешает", он отчуждается от самых близких людей – родителей.

5. Компьютерные игры разрушают социальные связи и контакты даже со сверстниками, поскольку, играя в них, ребенок мнит себя самодостаточным, и уже не нуждается в дружеских отношениях.

6. Компьютерные игры провоцируют физическое ослабление и болезненность юного организма, так как возникает острый дефицит мышечной нагрузки, которая совершенно необходима для нормального роста и развития. А согласно Св. Писанию, тела наши являются храмом живущего в нас Св. Духа, Которого мы имеем от Бога. (1Кор. 6:19)

8. Очень многие компьютерные игры насаждают жестокость, можно даже сказать, – формируют садистские наклонности, притупляя все добрые чувства: жалость, сострадание, милосердие, которые изначально заложены Богом в каждую человеческую душу. Очевидно, что подобные игры имеют целью сознательную демонизацию личности. (Diablo, Postal, Counter-Strike, Doom Ultimate, Qvake, Unreal и др.).

Как предупредить возникновение компьютерной зависимости

- Залогом успеха является христианское воспитание детей, которое предполагает добродетельную жизнь с молитвой, верой и любовью к Богу и ближним; душевный мир, совместный труд родителей и детей, меру во всем и послушание. 

- Учите ребенка мастерить, рисовать, лепить, то есть что-нибудь созидать, делать руками. Увлекшись каким-нибудь ремеслом, он будет меньше тянуться к компьютеру. Но только надо проявить упорство, вовлекая его в новую деятельность, ведь "проблемные" дети боятся неудач и предпочитают заранее отказаться от всего того, что кажется им чересчур сложным.

- Ограничивайте время игры: для детей 6 - 7 лет - 10 минут, 8 - 11 лет - 15-20 минут, для старшеклассников — до 30 минут в день. Соблюдайте «временной закон» - не играть перед сном, сразу после еды и, разумеется, вместо сна, подвижных игр, помощи по дому, не сделанных уроков и даже просто прогулки на улице.

- Контролируйте содержание игр: исключайте сюжеты с насилием, жестокостью, сексуальной распущенностью, нездоровым азартом, оккультно-сатанинской тематикой и прочими нравственно отрицательными темами.

Некоторые родители стараются, чтобы интерес ребенка к компьютеру был не потребительским, а научно-познавательным и практическим. Тогда это может стать основой и для будущей профессии их ребенка (программист, создатель интернет-сайтов, сервисный инженер и т. д.). Характерно то, что дети, которых удалось заинтересовать компьютерным творчеством, теряют интерес к компьютерному смертоубийству.

Например, существуют компьютерные энциклопедии, преподносящие ребенку знания в занимательной игровой форме. Широкой популярностью пользуются и так называемые интерактивные книги, напоминающие пластинки с любимыми сказками, но включающие в себя также игры, тренирующие память и внимание, предлагающие выполнить различные интересные упражнения на развитие навыков чтения, знакомящие юных пользователей с английским языком. "Пазлы" развивают пространственное и логическое мышление. 

Игры типа "Квест" развивают не только абстрактное мышление, но и чисто бытовую смекалку, готовят детей к ситуациям, с которыми они могут столкнуться в реальной жизни. В них мир более дружелюбный. Во-первых, он не делится только на своих и чужих, там много нейтральных персонажей, которые занимаются своими делами и не вовлечены в перипетии сюжета. А во-вторых, сообщников у ребенка больше, чем противников, что важно для психологического комфорта ребенка. Программы «Логомир» и «Amazing Animation» вводят детей в мир компьютерной графики, позволяют им создать и оживить мультипликационный мир. 

Борьба с компьютерной зависимостью и игроманией эффективна тогда, когда усилия направлены не на следствие, а на причину зависимости.

Необходима профилактика киберзависимости, которая помогала бы предотвратить деструктивные изменения личности, и особая роль здесь принадлежит духовно-нравственному воспитанию, основанному на принципах христианской морали. 

 

Францева Н. В., 

педагог ЦПШ прихода 

в честь иконы Божией Матери 

«Живоносный источник», 

г. Н. Тагил.