Страничка в православной сети Елицы Общины прихожан и братии Храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского г. Н. Тагил width=100

Православная социальная сеть

Семья как установление Божие

Сегодня мы собрались здесь для того, чтобы изменить популярно существующее ныне понимание семьи, обратить его к истокам, к Самому Созидателю семьи. Вообще Священное Писание и опыт человечества говорит о том, что все дела Божии очень серьезны и масштабны. Направлены они на наше спасение. Семья – это то установление Божие, которое однозначно устремлено к этой цели. Но основание семьи заложено еще до того, как возникла необходимость во спасении и Спасителе.

В самом начале, когда только-только сотворено все видимое и невидимое, Божие слово говорит нам о величайшей тайне семьи: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть – говорится в книге «Бытие».

В этом заключается суть семьи: не двое, но одна плоть. Причем далее Господь продолжает: то, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Вот этим сказано все о семье. Кратко, но так точно.

Действительно, смысл и цель семьи именно в единстве. Это важно особенно из-за дальнейших событий: грехопадение человека и отпадение от единства с Богом.

После этих трагических событий сохранение единства семьи становится настоящим подвигом. В дальнейшем Церковь будет понимать его, как подвиг мученичества.

Но это именно тот подвиг, который возвращает человека к первоначальному замыслу о нем Бога.

Именно поэтому всякое ослабление значения семьи – это есть признак и результат ослабления веры.

Во время своей земной проповеди Христос также стремился изменить у современников понимание семьи. Господь порицал существующее тогда очень легкомысленное отношение к разводу, к прелюбодеянию. Его слова открыли апостолам всю серьезность, важность семейных отношений. Так, что они даже сказали: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться.

Сегодня так говорят не потому, что понимают глубокий смысл семейного единства, а потому что сознательно его отрицают, не имеют желания прилагать какие-либо усилия в этом направлении.

Потому что сохранить единство, его преумножить можно только тогда, когда человек в мученическом подвиге забудет себя. И такой человек, по слову ап. Павла: долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Почему? Потому, что он любит.

Так любит, что составляет совершенное единство с другим человеком и с Богом.

Так говорит о семье священное Писание, Слово Божие, которое является для христианина непреложным авторитетом.

Именно поэтому укрепление семьи возможно там, где крепнет вера.

Но дело как раз в том, что сегодняшний человек в основание своей жизни часто ставит иные источники, иные представления. Которые формируются не на основании Писания, а на основании того, что он посмотрел по телевизору или прочитал в газете. И это есть результат в целом не разумного отношения к жизни. Человек потерялся в своем непостояностве. И семья становится также отражением этого непостаянства. И потому, конечно, семейная крепость рушится.

Патриарх Кирилл: "Семья есть та общность людей, которая призвана – как, может быть, никакая иная общность – разделять и скорби и радости каждого из членов. Семья призвана стать крепостью, защитой для каждого из членов.

Величайшее Божье установление семьи, имевшее место на заре человеческой истории в жизни прародителей Адама и Евы, явилось самым долгим, можно сказать, вечным институтом общественной жизни. Менялись государственные устройства, политические системы, поднимались страны, государства, империи, а потом разрушались и уходили в небытие, но семья всегда сохранялась как место, где раскрывается любовь людей друг к другу".

Именно раскрывается. Затем, с помощью Божией преумножается. И так исполняется замысел Бога о человеке.

 

Иерей Олег Шабалин,
настоятель храма преп. Сергия Радонежского (г. Нижний Тагил),
руководитель отдела по социальному служению Нижнетагильской епархии