Страничка в православной сети Елицы Общины прихожан и братии Храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского г. Н. Тагил width=100

Православная социальная сеть

Исцеление слепого. Проповедь на Евангелие от Луки (18: 35-43)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня, кроме общей молитвы, мы по обычаю обращаем свой взгляд на Слово Божие. Наверное, это один из главных моментов службы.

Сегодня мы слышали, как Господь направился во Иерихон (Лк. 18: 35-43). Он бывал там не раз, в этот раз Он проходил мимо слепого человека, который сидел при дороге и просил подаяния. Слепой человек ориентируется только на свой слух, поэтому живется ему трудно. Зарабатывать на жизнь он не мог, поэтому сидел у дороги.

Во все времена общество относилось достаточно презрительно к людям, лишенным слуха, зрения или имеющим еще какое-то увечье. Именно поэтому, даже часто на законодательном уровне, эти люди не имели равных прав с людьми здоровыми. Слепой через многое прошел, наверное, сидел во смирении у дороги, чтобы хоть какое-то иметь пропитание. Слух его уловил, что вокруг что-то происходит. Слепые чутко слышат, чувствуют. И вот, он слышит шум толпы и спрашивает, что происходит. Ему отвечают, что рядом идет Сын Давидов, Иисус Христос. И этот слепой, не размышляя, сразу кричит: «Сын Давидов, помилуй меня». Этот человек сразу проявляет свою веру, доверие и желание быть помилованным. И Господь его спрашивает, чего он хочет, хотя и знает о желании этого человека. Но Он хочет, чтобы и другие услышали, что это именно то желание, которое будет исполнено. Слепой говорит: «Чтобы я прозрел». И Господь дарует ему такую милость сразу же. И это, наверное, самое главное в жизни слепого, то, что он уже и не чаял получить, то, что открывает для него новый путь и новую глубину веры. Он увидел, что невозможное для него исполнилось. А для нас самое главное увидеть здесь то, как Господь обращает внимание на этого человека, который был отвергнут обществом. И самое важное, этот человек имел желание войти во общение со Спасителем и кричал, чтобы быть услышанным.
Мы с вами часто молимся, но кричит ли при этом наше сердце. Действительно ли мы имеем в себе то покаяние в грехах, которое высказываем в молитвах? Любая молитва прежде всего говорит о том, что мы каемся, благодарим, а потом уже о чем-то просим. Наша молитва часто холодна, а в отношении просьбы просыпается ревность. А было ли благодарение нашему Богу – искреннее, от всего сердца? Действительно ли мы раскаялись в своем грехе, в своих страстях? Все это составляет крик, который будет услышан Богом, и если какая-то часть его нами отметена, это шепот, который не будет услышан.

Что делать, если нет покаяния? На помощь нам приходят угодники Божии. Один оптинский старец говорит нам о том, что если мы желаем своего исправления, то для этого необходимо внутреннее сокрушение. Прийти к нему нужно через рассматривание страстей нашего Господа. Когда мы посмотрим на Крест Господень, на Того, Кто на нем распят, вспомним, за что Он был распят, наверное внутри нас начнет что-то просыпаться.

Самое первое и важное, что нужно сделать, - прийти в сокрушение. А дальше не мы сами избавимся от греха, а Бог дарует нам своей милостью это избавление, когда в нашем сердце будет сокрушение. Почти наверняка можно сказать, что у этого слепого внутреннее сокрушение было.

Можно сказать и о том, что Господь не исцелил бы человека, у которого не было бы веры. Нужно всегда понимать, что к вере и сокрушению нас приводят внешние обстоятельства нашей жизни. Если у нас все хорошо, у нас нет никакого сокрушения, даже если мы знаем о своем грехе. У слепого были сложные жизненные обстоятельства, благодаря к этому он смог прийти к правильной вере, внутреннему сокрушению. Потому не будем роптать, когда в нашу жизнь входят трудности и скорбь, болезни. Все это направлено на то, чтобы наше сердце пришло в нужное устроение, которое будет принято Богом. И это самое важное, что нужно понять: все скорбное, злое, что происходит в нашей жизни, нужно принять со смирением. К тому же нужно научиться, как при этом выжить, если близкий, сотрудник начинается злиться.

Когда мы услышали об исцелении слепого, мы должны помнить, что этому предшествовал длинный путь трудностей, скорбей, из которых человек вышел с честью. Господь нас призывает к тому, чтобы мы с честью, любовью, терпением смотрели на жизнь и доверяли ее Богу. Аминь. 

Иерей Олег Шабалин