Страничка в православной сети Елицы Общины прихожан и братии Храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского г. Н. Тагил width=100

Православная социальная сеть

Неявные страсти – самые опасные. Проповедь в праздник Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Мы с вами, братья и сестры, в течение последних дней, особенно вчера, в праздник Крещения Господня, много говорили и вспоминали об Иоанне Крестителе, его делах, его словах. И вот сегодня особенный день в этом смысле, потому что сегодня, в первое воскресенье после Крещения Господня, именно он особым образом вспоминается.

К Иоанну Крестителю приходили люди и спрашивали, что им делать, чтобы спастись. Важно отметить, что приходили люди определенных сословий, например, воины, мытари. Иоанн Креститель им отвечал, каким образом жизнь исправить. Евангелие вроде бы нам не дает примера встречи с каким-то одним человеком. Но все же есть один вопрос от конкретного человека. Это вопрос Ирода Антипы, и сегодня мы читали о нем во Святом Евангелии. Возможно, он как-то тоже пришел к Иоанну Крестителю и спросил, что ему делать. И Иоанн Креститель посмотрел всю жизнь этого человека и ответил прямо: Недолжно тебе иметь жены брата твоего Филиппа.

Возможно, у Ирода было много и других прегрешений, но, наверное, именно в этой страстной грешности, в этом страстном поступке была суть неправедности этого человека. Поэтому Иоанн Креститель сразу указывает ему именно на это.
Кем был Филипп? Сказано, что брат. Но, видимо, не царствующий брат, хотя все сыновья Ирода Великого получили некоторую область в правление. Но Филипп ничего не имел, и поэтому Ирод Антипа спокойно распоряжался его судьбой и судьбой его жены – приблизил к себе.

Когда Иоанн Креститель сказал, что нужно сделать Ироду для спасения, тот заключил его в темницу. В Евангелии сказано, что, когда Ирод заключил его в темницу, Иисус Христос удалился. И удалился Он в страну, полную темноты и язычества. И это было по пророчеству, в котором сказано, что эта страна будет просвещена светом святого благовестия.

Ирод Антипа вроде и слушал Иоанна Крестителя, всласть слушал, как сказано в Святом Евангелии, и многое даже делал по его совету. Но в главном не исправлялся. Иоанн Креститель стоял на своем. Даже находясь в темнице, он увещевал Ирода, направлял его на путь истинного исправления, путь истинной жизни. Но этого не происходило. В конечном итоге, как мы знаем, Иоанна Крестителя все равно убили, усекли его главу.

Таким образом, братья и сестры, мы с вами видим, что даже если рядом с нами есть праведный человек и он указывает нам путь спасения, то вполне возможно, что страсть так сожмет нас в тиски, так превратит нас в рабов, что мы не послушаем этого человека. Даже если мертвый воскреснет, мы можем и его не послушать, потому что окажемся рабами своих страстей и своих грехов. Это страшно, потому что на самом деле мы всю жизнь проводим в таком рабстве, не замечая этого. Мы всю жизнь делаем то, что не надо. Внутри себя мы вроде и не хотели бы этого делать, но все равно делаем. И вот так мы отдаляемся от своего спасения.

Страсти могут быть разные, необязательно явные, как у Ирода Антипы. Это могут быть страсти неприметные – раздражительность, нетерпение, гордость, тщеславие, внутренние страсти, страсти сердечного характера, которые наружу если и выплескиваются, то редко. Они наиболее опасны, потому что мы не обращаем на них внимания. Окружающие их тем более не замечают в нас.

Мы должны сами смотреть в свое сердце и видеть, что же нас превращает в своих рабов, и всю свою жизнь положить на то, чтобы освободиться от этого рабства, чтобы нам услышать чистый, ясный голос нашего Спасителя, Который явно указывает нам на наши страсти, прегрешения во Святом Евангелии. 

Мы лично с Христом вроде бы незнакомы, но Он обязательно знает каждого из нас: наше сердце, наше устремление, и Его Евангелие – удивительная книга, в которой все обращено к каждому из нас. Именно там мы можем увидеть все про себя, именно там можно почерпнуть все о себе, о своей греховности, страстности. Мы можем увидеть именно там путь, свой, личный путь, ведущий ко спасению. Потому очень важно внимательно смотреть в слово Божие, внимательно и благоговейно идти за Христом. Именно сегодня нам важно обратить на это внимание, потому что наше рабство сопровождает нас по жизни, а мы и не думаем от него освобождаться. Сегодня мы видим, что рабство греху и страстям может привести к смерти. Ирод Антипа умер ужасной смертью, а что его ждет в вечности, страшно подумать.

Мысль, которую мы должны вложить в сердце, это мысль о спасении. Мы должны все усилия приложить к тому, чтобы стать свободными, чтобы в этой свободе последовать единственно правильной воле – воле Божией.

Иерей Олег Шабалин