Страничка в православной сети Елицы Общины прихожан и братии Храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского г. Н. Тагил width=100

Православная социальная сеть

От ближних – спасение и погибель. Проповедь на притчу о богаче и Лазаре

Сегодня, братья и сестры, Святая Церковь напоминает нам притчу, которую Господь рассказал ученикам Своим – всем нам с вами – о том, как жили два человека бок о бок (Лк. 16: 19-31). Один был достаточно богатый, так что, как написано в Евангелии, мог позволить себе веселиться каждый день светло, мог проводить время в праздности, не заботясь о куске хлеба. У него и так  все было в достатке.

Другой человек – нищий, причем обстоятельства жизни сложились так, что он был болящий, лежал у ворот дома богача и не мог насытиться крошками, потому что совершенно не мог двигаться. Даже псы, которые подходили к нему, нагло облизывали его раны.

Вот так, братья и сестры, пребывали два эти человека, пока их не настигла воля Божия. Каждый из них умер. Евангелие описывает их разную участь: нищий Лазарь оказался на лоне Авраама. Эти события происходили до пришествия Иисуса Христа в мир, поэтому это место не райское, но достаточно покойное для людей, которые свою жизнь проводили в трудах и вере в Бога нашего.

Богач оказался в аду, в серьезных муках, так что, когда он вновь увидел на лоне Авраамовом Лазаря, захотел, чтобы он помог ему и облегчил его участь, но это оказалось невозможным. Как сказано во Святом Евангелии, если человек свою земную участь проводит в достатке, в веселии, радовании, то в дальнейшем его участь меняется. Если, напротив, он свое земное шествование проводит в скорбях и трудах, то дальнейшее его существование будет радостным.


Здесь показан образ того, как мы пребываем вместе. Господь не зря ставит одного человека рядом с другим. Это для того, чтобы мы помогали идти ко спасению. Речь идет о семье, о наших трудах, о наших знакомых – о любых людях, которые рядом с нами оказались. Так Господь каждого приводит ко спасению.

Например, богач неизвестно как себя вел, если бы оказался в тех обстоятельствах, в которых был Лазарь. Представим себе этого богача, но болящего и нищего. Возможно, он бы роптал, может быть, никак не мог бы прийти ко смирению, негодовал бы, злобствовал. А может, напротив, обстоятельства жизни смирили бы его. Не знаем, как бы Лазарь себя вел в других обстоятельствах жизни, если бы он был в достатке и довольстве.

Мы знаем одно. Оба они оказались в обстоятельствах, в которых была воля Божия. Очень важно другое. Каждого Господь желает привести ко спасению. Именно поэтому богач был для Лазаря, а Лазарь был для богача.

Так и нам нужно относится к своей жизни. Каждый человек, оказавшийся рядом с нами, - для нашего спасения. Именно поэтому нужно понять, для чего он рядом с нами. Конечно, чтобы помочь человеку, войти в его ситуацию, необходимо усилие внутри себя, усилие сердечное, усилие духовное. Часто мы к этому приходим через большие тернии.

Конечно, мы часто пребываем в озлоблении, в раздражении по отношению друг ко другу. Но тем не менее, преодолевая все это, в конечном итоге нужно прийти к правильному отношению к нашим ближним. И это отношение одно – все-таки мы собратья в отношении своей жизни, в отношении тех обстоятельств, в которых мы оказались.

Ведь несмотря ни на что все мы в одних и тех же обстоятельствах. Это обстоятельства рабства греху, обстоятельство того, что мы находимся в месте, в котором не хотим находиться, это место не нашего отчего дома, это место нашего изгнания, где только плач и печаль. Все мы в одинаковых условиях абсолютно. Но, конечно, при равных условиях есть разные нюансы. И эти нюансы нам часто мешают жить.

Мы видим, как рядом с нами человек находится в довольстве, богатстве. И мы этим искушаемся. Напротив, видим рядом с собой человека, который обижен жизнью, он нищий, болящий – мы и этим искушаемся.

Мы искушаемся всем, что рядом с нами, забывая о том, что Господь подает это все нам для нашего спасения, чтобы мы изменили свое сердце, изменили свою душу. Поэтому очень важно, чтобы мы все-таки взялись за свое спасение деятельно.

Часто мы можем наблюдать, как нас обидел какой-то человек, и внутри нас никак не может прийти к нему прощение. Это значит, что мы не можем подойти к нему, не можем являть с ним единство, не может посреди нас встать Христос. Так мы сами отторгаем Христа из нашей общности.

Вот потому-то и нужно насильно исторгать из своего сердца раздражение и озлобленность. Нужно воевать в своем сердце, чтобы его очищать. Но мы же понимаем, что все, что в нашем сердце неправильного, это не наше. Мы не хотим жить во злобе, жить в раздражительности, нетерпении, ропоте. Мы хотим жить благостно, в мире с нашим Богом, в мире с окружающими нас людьми.

Что нам мешает? Мешает наше сердце, оно изменилось под влиянием сил бесовских. Давайте все же встанем против них всей своей силой, силой Божией, которая рядом с нами. И вот против этих врагов будем воевать очень ревностно.

Тогда только, когда наше сердце окончательно очистится, мы сможем подойти друг ко другу. Мы сможем по-настоящему в единстве во Христе идти к Богу нашему.

Так очень просто Господь показывает нам путь, ведущий ко спасению, – милость друг ко другу, любовь друг ко другу, забытие себя. Ведь Господь дает нам довольство жизненное для того, чтобы мы им делились с другими. Это обязательно, иначе зачем оно вообще? Для этого мира? Он скоро закончится. Значит, для мира будущего. А зачем для мира будущего довольство? Только затем, чтобы мы им делились, оказывая милость, оказывая свою любовь.

Или, например, нет у нас довольства, есть только трудности, скорби – и это тоже дар Божий для того, чтобы мы внутри себя обрели довольство, богатство терпения, богатство смирения – то, что было у Лазаря. Почему он пришел на лоно Авраамово, почему Господь привел его ко спасению? Потому что в этих обстоятельствах он смог подчинить себя воле Божией, смог смирить себя, смог с терпением отнестись к этой боли, принять ее и полюбить ее.

Итак, борьба наша не против плоти и крови – это надо запомнить. Борьба наша  против сил злобы поднебесной, которые ополчились на нас, внутри нас. Там наша самая главная брань. Аминь.

Иерей Олег Шабалин, настоятель храма во имя св. преп. Сергия Радонежского, г. Н. Тагил