Страничка в православной сети Елицы Общины прихожан и братии Храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского г. Н. Тагил width=100

Православная социальная сеть

Подавать милостыню или нет? Проповедь на Евангелие от Матфея (14:14-22)

Сегодня, братья и сестры, уже далеко не первое воскресенье после Пятидесятницы, когда была основана Церковь Христова. С того момента Церковь стала созидаться, собираться в единое целое. Много трудов положено святыми апостолами и последующими поколениями христиан для того, чтобы Церковь возрастала и приносила многие и многие плоды. И мы, братья и сестры, именно поэтому имеем возможность прийти в храм Божий.

На пути в храм мы старались духовно сосредоточиться, мы с вами готовились и физически, и внутренне. На пути в храм часто нам встречаются люди, просящие милостыню. И это неотъемлемая часть служения, которое совершают храмы Божии. Но у нас подчас много вопросов возникает во взаимоотношении с этими людьми: подать или не подать милостыню? Многим из нас трудно решить этот вопрос.

В сегодняшнем Священном Писании мы слышали четкий ответ на этот вопрос. Христос говорит, как отнестись к людям, которые просят. Мы сегодня читали, как Господь чудесным образом насытил огромное количество людей – не сотни, а тысячи (Мф.14:14-22). 

Апостолы засуетились и стали просить Христа, чтобы Он отпустил людей в села, чтобы они купили себе еду. Но Христос говорит им: "Не требуют они идти, дайте вы им есть" (Мф. 14:16). 

Напомним себе эти слова Божии, когда в нас возникнет нежелание творить милостыню, когда мы посчитаем человека, которые ее просит, недостойным нашей помощи.

Обратим внимание на Христа. Христос накормил более 5 тысяч человек, Он не разбирал, кто из них добрый, а кто злой. А может, среди них были люди, которые потом кричали "Распни Его!", может, среди них были и гонители христианской веры в будущем. Но тем не менее Христос всех их без разбора накормил. 

У христианина даже вопроса не должно возникать, творить милостыню или нет. Христианин обязан творить милостыню, он обязан учиться милосердию. Вопрос в том, в каком виде мы можем творить милостыню, каким образом можем быть милосердными. Это тот вопрос, который стоит рассмотреть.

Если мы чувствуем, а может даже доподлинно знаем, что человеку будет неполезно подать милостыню деньгами, можно подумать о другой форме той милостыни, которую мы можем дать. Ведь это может быть разговор с человеком, молитва о нем. 

В любом случае никогда не должно отсылать людей от себя. Господь говорит "Не требуют они идти" - они же пришли к нам, рядом с нами просящий – тот, кто говорит о своей проблеме, о своей трудности. И не будем искать в нем лукавства, не будем искать в нем лжи. Но доверимся не столько человеку, сколько Богу, который посылает нам этого человека.

Вот так Господь наставляет нас относиться к каждому просящему: "Не требуют они идти, дайте вы им есть". И это, браться и сестры, настоящее решение вопросов, которые возникают у нас при встрече с просящими милостыню. 

И много решений мы находим в словах Божиих и в Его делах, решение наших трудностей, недоумений.

Мы можем посмотреть, каким образом нужно относиться к тем, кто начальствует над нами. Плохо поступили апостолы. Для них Христос был Учителем, Предводителем, а впоследствии апостол Петр вовсе исповедовал Его Сыном Божиим. Тем не менее они вдруг подумали, что сами могут решать какие-то вопросы, стали суетиться и даже подумали, что могут руководить Самим Господом. Они стали указывать: "отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи" (Мф. 14:15).

Вот также, братья и сестры, и мы с вами часто поступаем в нашей обыденной жизни. Над нами стоит много людей: вначале родители, потом духовные родители, начальствующие на месте наших трудов. И везде и всегда мы норовим все сделать по-своему. Не так, как нам указывают или приказывают, а так, как нам хочется. А где-то мы и сами норовим указать начальству.

Так мы отходим от воли Божией, а она в послушании, она в том, чтобы мы сердечно доверились нашему Богу. Ведь бывает достаточно только потерпеть, и начальство исправляется. 

Поэтому, братья и сестры, постараемся за Христом быть и за Христом идти. Аминь.