Страничка в православной сети Елицы Общины прихожан и братии Храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского г. Н. Тагил width=100

Православная социальная сеть

Проповедь в День Святой Троицы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня Великий православный праздник. Бог даровал человеку откровение о Себе Самом: о том, что Бог имеет три Ипостаси, и при этом Он остается Единым.

Представители других монотеистических религий (т.е. религий, которые исповедуют Единого Бога) нередко смотрят с подозрительностью на наш Троический догмат. И это неудивительно. Сие откровение часто не вмещается в разум многих из нас. Многие святые часто ломали головы, чтобы приблизиться к пониманию Троического Единства. Одни пытались объяснить его с помощью глины, другие с помощью солнца или воды. Известно, что батюшка Серафим часто складывал три бревна и делал это, пытаясь умозрительно объять необъемлемое. Святой апостол Иоанн Богослов с первых строк Евангелия пытается сказать нам о Троице. Он знает, о чем пишет, но делает это прикровенно. Поступает же так для того, чтобы ученики Христовы искали свое сокровище потому, каким бы великим оно ни было, большую ценность оно, это сокровище, все же представляет тогда, когда оно сокрыто.

Взглянем на Священное писание Ветхого Завета. Каким языком написана Книга Бытия? Скажу так, ее с легкостью прочитывает первоклассник. Прочитывает, т.е. понимает смысл прочитанного. А все потому, что в ней преобладает язык картинного мышления: сад, дерево, яблоко, змей и т.д. На таком языке говорил ветхозаветный еврей, который был представителем достаточно образованного народа. Этим же языком говорил Христос, когда изъяснялся притчами. При этом Он сокрушался о том, что Ему приходится прибегать к этим приемам, когда укорял Своих учеников в их неразумии. И вот, только на Тайной вечери Христос говорит прямо. При этом, осознавая неспособность Своих учеников вместить все, что Он им говорит, Господь дает обетование, что после Своего вознесения пошлет Духа Святого, Который объяснит им все, что сказано Им было на Тайной Вечере.

Печальный, даже трагический, парадокс, заключается в том, что по прошествии более 2000 лет ученики Христовы по-прежнему мыслят картинно. Змий остается в нашем сознании змием, яблоко – яблоком, горчичное зерно – горчичным зерном. И эта трагедия касается прежде всего мужской половины членов нашей Церкви.

Когда иконописец Андрей Рублев написал фреску на стенах Троицкого храма Лавры, он больше всего переживал, что христиане начнут почитать ее, как образ, как икону Бога, хотя он всего лишь хотел отразить троичный догмат ветхозаветной истории. Я думаю, все помнят эту историю, когда три Ангела явились Аврааму. Вот, он пытался в этой картине отразить троический догмат. Но, как мы сейчас видим, случилось то, чего так боялся преподобный Андрей Рублев. На центральном аналое нашего храма лежит как раз та самая фреска, которую мы чтим теперь как икону. Это лишний раз доказывает, как сильно в нашем сознании преобладает картинное мышление, которое, между прочим, при грамотном его использовании является необходимейшим инструментом в богопознании.

Братья и сестры, сегодняшний праздник несет в себе торжество православной веры в откровении Бога о Себе Самом. Сошествие Святаго Духа было необходимо, главным образом, для правильного понимания нашей веры. Все остальные дары Духа были излиты на апостолов преимущественно ради успешной проповеди. Мы должны знать, что Господь наш пролил Свою Кровь не ради того, чтобы внутренний наш покой оставался непоколебимым, когда нас обливают грязью. Не ради того мучился Он на Кресте, чтобы мы были вежливы на дорогах. И уж конечно, не для того, чтобы мы обретали в себе силу не убивать друг друга. По сути, это есть исполнение ветхозаветных заповедей, т.е. заповедей, которые мог исполнить еще ветхий человек. Господь открыл нам, для чего Он пришел. Он сказал, что Он пришел даровать нам вечную жизнь. А вечная жизнь заключается в том: «Да знают Тебя Единого Истинного Бога и посланного Тобой Иисуса Христа» (Ин.17:3)

Я сейчас скажу, наверное, парадоксальную, странную вещь. Не только женщина способна рожать. Рожать способен и мужчина – рожать истину. В этом плане он может посоревноваться даже с самим Авраамом, в плане своего многочадия. Но, как известно, для того, чтобы родить, нужно зачать. А чтобы родить истину, необходимо зачать в себе грамотно поставленный вопрос, т.е. углубиться в самого себя и понять, «а чего же не достает мне в моей вере?», задуматься о том, «Кто такой Бог?» Ну, а чтобы зачать в себе этот вопрос, необходимо читать Евангелие и задавать себе эти вопросы, силиться понять, раскрыть смысл написанного. Нужно пытаться объять необъемлемое, перекидывать бревна, как делал это батюшка Серафим. И тогда это случится, в один прекрасный день мужчина-христианин почувствует, как он забеременел. Забеременел именно вопросом, который неизбежно родится в истину. С праздником, братья и сестры!