Страничка в православной сети Елицы Общины прихожан и братии Храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского г. Н. Тагил width=100

Православная социальная сеть

Проповедь в неделю 18-ю по Пятидесятнице, по Воздвижении

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие братья и сестры, в дни попразднства Воздвижения Креста Господня мы особенно помышляем о том Кресте, на который когда-то взошел Спаситель нас ради с вами, и о том кресте, который мы несем в своей жизни. Сейчас, читая Святое Евангелие, мы слышали как Христос сам говорит о том, что несение своего креста – необходимое условие следования за Ним. Но нести свой крест нужно не в ропоте и недовольстве, а в отвержении себя. Т.е. все, что внутри нас есть нашего: греховного, страстного, желательного – все это нужно убрать, т.е. отвергнуться. И тогда тот крест, который мы несем, не будет уже таким тяжелым, как казалось. Потому что основную тяжесть, на самом деле, составляют наши же грехи и страсти. А когда себя отвергаешься, то становится легко и просто. И тогда несение креста и следование за Христом будет плодотворным.

Господь говорит, как мы еще слышали, о душе. Мы же с вами душу спасаем. Но Христос как-то странно говорит. Кто хочет свою душу спасти, тот ее погубит, оказывается. А кто душу свою погубит, тот ее спасет. Две фразы, казалось бы, совершенно противоречивые. Но тем не менее, они логичны для того человека, который хочет принять правду Божию и идти вслед за Христом. Ответ на это кажущееся противоречие в том действии, которое произвели жители области Гадаринской. Помните, когда Христос пришел к ним, они попросили Его отойти от их приделов, потому что их жизнь была основана не на камне веры, не на камне следования за Христом, и вообще их жизнь не была утверждена в Боге, а была основана на песке. Они хотели сохранить тот уклад и тот покой, который хоть и был кажущимся, но тем не менее, был для них приемлем. Именно поэтому они не желали всего того, что несла с собой правда Божия. А что несет правда Бога в нашу жизнь? Она, конечно, приносит изменения. Если мы принимаем правду, это означает, что она в любом случае разбередит все в нашей жизни. Мы-то живем не по правде, мы-то живем во лжи. А правда Божия не терпит лжи. И поэтому она, конечно, все начнет менять. Все начнет коверкать внутри нас, чтобы по-настоящему созидать истину, правильность. И конечно, в этом смысле наша душа – душа грязная, темная – она погибнет. Но тогда она и спасется, потому что она воскреснет преображенной. Это в том случае, если мы правду примем. Это в том случае, если мы не побоимся изменений, а смело пойдем за Христом, даже до смерти. Ведь чтобы идти за Ним в Воскресение, в Его Царство, надо сначала умереть. Вот тогда душа будет спасена.

А когда мы желаем сохранить свой мнимый покой, свою мнимую праведность, то конечно, мы погубим свою душу. Мы себя погубим. Такова мнимая праведность была у фарисеев, которые с течением времени стали утверждать свою жизнь не в Боге, не в вере, не в Его заповедях, а в человеческих установлениях. В тех почестях, которые сыпались на них изобильно. Именно поэтому они пришли к лицемерию, потому что они стали надеяться на «князи и на сыны» этого мира. Они стали надеяться на этот мир и основывать свою жизнь на нем. И конечно, такое сохранение себя и якобы спасение себя ни к чему не приведет. Такой человек обязательно погибнет.

Христос не желает нам такой гибели, Он желает спасения нашего. Именно поэтому предупреждает нас, чтобы мы свою жизнь и свое спасение основывали только на Христе. А это означает, что нужно поднабраться смелости и решительности.

Исходя из этого уже сейчас можно посмотреть: вошла ли правда Божия в нашу жизнь? Есть ли в нашей жизни эта истина, о которой Христос не просто говорит, а которая Он сам есть, и которую Он привносит? И мы увидим, что этой истины еще нет. Она, может быть, касается нас, иногда приходит и открывается нам, но по-настоящему мы, конечно, еще не живем в этой правде и истине. И поэтому трудов у нас еще много. Какие труды?

Вновь и вновь напомним себе, что Христос пришел, что Он воскрес, даруя нам тем самым возможность уйти от рабства греха и страстям нашим и стать свободными. Но это только возможность. Не автоматически Господь освобождает нас, а дает нам такую возможность, чтобы мы сами потрудились. Потому что автоматически уже было дано Адаму и Еве, и мы знаем, что получилось. Не приняли они этот дар как должно. Вот поэтому сейчас нам нужно самим потрудиться, чтобы воспользоваться той возможностью, которую Господь предоставляет нам со времени Своего пришествия, Воскресения и Вознесения. Поэтому вся наша жизнь сейчас – это труд ради того, чтобы все мы, не кто-то один, а все мы вошли в Царствие Божие. Поэтому наши труды не ради самих себя, а ради всех, ради всего человечества. Если каждый будет стараться жить по заповедям Божиим, твердо, решительно, таким образом и все придут ко спасению. Потому что в дело общего спасения каждый из нас вкладывает свою долю. И это дело – очищение собственного сердца. Достаточно просто очищать свое сердце, чтобы Христос воцарился там и укрепился. Это очищение сердца и приведет к тому, что Христос будет в нас.

Жители земли Гадаринской искали покоя не в Боге. Вот эта их ошибка. Они искали покоя в земном. А Христос нам говорит, какой покой будет всегда в нас – покой, основанный на Его примере. А Его пример в чем? Во смирении и кротости. «Научитесь от Меня» - говорит Он. И тогда будет и покой душам нашим, и мир, и, конечно, спасение. Вот в чем успокоенность.

А теперь посмотрим внимательно, почему нас всегда так сильно ломают какие-то треволнения жизни? А все выходит от того, что нет вот этой успокоенности во смирении и кротости, нет этих добродетелей. А это означает, что правда и истина Бога совершенно еще не в нас, потому что она обязательным образом привнесет и эти добродетели тоже. Исследование нашей жизни приводит к тому, что мы понимаем – мы далеки еще от этой правды, от этой истины, но мы стали на путь, который ведет к ней. И поэтому важно с этого пути не сворачивать, какие бы трудности и скорби нас не ожидали.

Конечно, мы смотрим на пример святых угодников Божиих, как они это делали, как они жили, как они умудрились сохранить свою веру в течение всей жизни. У некоторых святых ведь жизнь была очень трудной, очень сложной, но тем не менее веру свою они сохраняли, приумножали и распространяли даже. И сейчас после их смерти вера в Бога, благодаря их деятельности, тоже распространяется. Даже после смерти они становятся апостолами. Поэтому, конечно, мы обращаем свой взгляд на них. Сегодня особенно вспоминаем мучениц Веру, Надежду, Любовь и матерь их Софию. Вспоминаем за подвиг их веры. Потому что невозможно претерпеть такие страдания, не имея веры. Конечно, проще всего взять и отойти в сторону, но когда правда и истина входит в сердце, то уже невозможно отойти в сторону, а важно дойти до конца.

Помните Иова многострадального? Мы всегда его чтим за что? Смотрите, сколько он страданий претерпел в своей жизни. И мы за это его чтим. Но ведь на самом деле его скорбь была не в том, что много трудностей и страданий, что вся семья исчезла буквально, что все его достояние исчезло, что он сам поражен проказой. Не в этом его страдание и боль - он готов все это принять. Те, кто имеет внутри себя истинную правду, те, кто по-настоящему верит в Бога, они спокойно принимают все то, что приходит в мире: страдания, трудности, скорби, мученичество. Для них принять это ничего не стоит. Гораздо важнее по-настоящему познать волю Божию. Поэтому боль Иова была в том, что он не понимал, почему это так происходит? Он хотел понять и узнать. И ответы испрашивал у Бога, потому что только у него есть такой ответ. Вот в чем страдание было Иова. И он это страдание выливал в обращение к Богу, в молитву. И ответ получил.

И нам, братья и сестры, нужно учиться у угодников Божиих искать ответы не в земном, а только в небесном. И мы там обретем не просто ответы, а целое сокровище, которое поможет нам войти в Царство Христа, Бога нашего. Поэтому очень важно, чтобы мы сердце очищали, и тогда путь, ведущий ко Христу, будет нам четко виден, и тогда уже не свернем с этого пути.

Конечно, будем молиться Господу нашему, его Пречистой Матери о том, чтобы они помогали нам на этом пути. Будем молиться мученицам Вере, Надежде, Любови, матери их Софии о том, чтобы наши семьи имели такое же единство во Христе, такую же любовь во Христе. Будем молиться им, чтобы они помогали нам созидать общность, единую в вере, вере во Христа. Аминь.