Страничка в православной сети Елицы Общины прихожан и братии Храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского г. Н. Тагил width=100

Православная социальная сеть

Проповедь в Неделю 2-ю Великого поста, о расслабленном

Евангелие дня (Мк. 2:1-12)

Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме.

Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово.

И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо;

и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный.



Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои.

Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих:

что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?

Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших?

Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?

Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – говорит расслабленному:

тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.

Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.

Слово по прочтении Евангелия

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Вот, свидетелями какого торжества были люди, о которых мы сейчас с вами читали, что даже в сердцах воскликнули громогласно, что никогда не видели ничего подобного. Что же такого необычного они видели перед собой в этот момент? И до этого Христос многим помогал и некоторых так исцелял. Но никогда доселе такого не было, чтобы прощал грехи. И конечно, это необычайно. Апостол Марк всегда живо, ярко описывает события тех лет. Так, как будто мы находимся там и видим все происходящее, видим движение мысли этих людей. Поэтому ярко представляется, какое недоумение и радость, и торжество были в сердцах тех людей, которые в тот момент окружали Христа. 

Был Он в одном доме, и столько было людей и внутри, и снаружи, что невозможно было протолкнуться, а принесли к Нему расслабленного – человека, который не мог ходить и давно находился в таком состоянии. Взрослый человек, судя по тому, что принесли его четверо. И вот, не зная, как подойти ко Христу (апостол Марк описывает), они даже крышу вскрыли. Конечно, в той местности это не представляет особой сложности, но тем не менее это такое действие, на которое не каждый пойдет и решится, но они это сделали. И Христос говорит: «Прощаются тебе грехи твои». Конечно, окружающие книжники и фарисеи начинают мыслить: «Как это так?» Ведь даже помыслить не могли в то время, чтобы кто-то из людей от Бога имел власть прощать грехи, разве только особо доверенное лицо какое-нибудь, такое как Ангел. Но это же не то и не другое.

И вот, Христос и говорит: «Что удобнее, проще сделать — простить грехи или сказать: встань и иди»? Конечно, и то, и то очень трудно, и обычный человек не сделает ни того, ни другого. Но Христос, чтобы все знали, что Сын Человеческий имеет такую власть, сказал расслабленному: «Встань, возьми одр твой и иди». Что тот и сделал – встал и пошел. И все были в таком удивлении.

   Конечно, мы все понимаем, что прийти к такому состоянию расслабленных членов тела – это путь достаточно скорбный и долгий. И когда мы встречаемся с такими трудностями в нашей жизни, то подчас приходим и в скорбь, и в уныние, особенно если это касается наших родных и близких, а тем более нас самих. Не всегда просто смотреть на наших родных, которые вдруг заболевают и даже двигаться не могут, лежат очень долгое время. На попечении нашей социальной службы есть такие люди. Когда мы приходим и ухаживаем за ними, то, конечно, это всегда скорбно, и есть недоумение – как же это так? И вот, Христос указал на причину всего происходящего. «Отпущаются тебе грехи твои», – сказал Он.

И ведь правда, если заглянем в корень, то мы увидим, что произошло на заре человечества. Люди были в идеальном состоянии, все прекрасно. Но что это за «прекрасно»? В каком состоянии они были? А это было состояние богообщения, когда они не сами по себе ходили и думали о чем-то своем, а были в общении и в единении с Ним. А это же жизнь, дух, тот воздух, которым дышит человек, без которого он умрет, это абсолютно все! И вот, находясь в таком состоянии, они все равно все испортили, и с этого момента мы с вами понимаем, что произошло. Абсолютно все заразилось вирусом греха, и теперь по-другому быть не может, как только в скорби и в плаче. Вот теперь наше состояние не в богообщении, а в отдалении от Бога. Поэтому раз дух уже не находится в таком общении с Богом, то он не может уже поддерживать ни душу, ни тело в добром здравии, и именно поэтому так часто человек разрушается. То есть корень всего – во грехе. Не всегда может быть в личном, но тем не менее. И чтобы прийти ко здоровью духовному, душевному и телесному, необходимо уйти от этого греха, и это во власти Бога. Но, чтобы Господь вошел в нашу жизнь с таким благодатным вспомоществованием, вначале необходимо впустить Его, обратиться к Нему, открыть свое сердце. Несомненно, этот расслабленный прежде всего сделал именно так. Не совсем понимая, что это, не совсем осознанно, но сердце его все же открылось, и Господь вошел в это сердце, посетил его Своей милостью, как посещает и нас, когда мы принимаем таинство Крещения и входим в Церковь Божию. Но через какое-то время нам кажется, что Бог нас оставляет. Что такое? Уже ноги не так ревностно нас несут в храм и на дела добрые. И заповеди кажутся совсем непосильные. А потому что благодать как бы скрывается, Он не дает Себя увидеть. Для чего? Чтобы мы не успокаивались, чтобы мы трудились дальше. Потому что нет конца совершенствованию человека, а оно необходимо, чтобы войти в Царство Христово.

    В чем сегодня наше с вами дыхание и жизнь? Конечно, во Христе. И именно сейчас наша с вами задача – обратиться к Нему, удержаться в Нем. Именно поэтому после Крещения благодать как бы скрывается, чтобы мы не подумали, что теперь все хорошо и можно успокоиться. Нет. Будем двигаться дальше. И это движение, очень важно понимать, оно в единстве со всеми, со всей Церковью. Не одинокий человек движется к цели, а всем мы движемся. Вот как эти люди, которые прошли с расслабленным весь путь до конца, до разрешения его проблемы. Кто из нас про себя может сказать тоже самое? Вот у меня человек был, родной или знакомый, и я прошел с ним весь путь, у него проблема была, мы вместе прошли и решили эту проблему? Наверное не каждый, а может, и никто не скажет про себя такое. Такое чувство единения должно всегда быть у нас с вами. Настолько внимательно и осторожно мы должны жить, чтобы почувствовать даже не себя и не другого, но Бога в нашей жизни! Он вот так приходит через других людей. Пройдем с ними до конца их проблем, их трудностей. И тогда мы встретим Христа, встретим нашего Творца, который обязательно войдет в наше сердце и сотворит там чудо и дарует нам здоровье духовное, душевное и телесное, и конечно, впустит в Свое Царство. Аминь».

Слово по окончании богослужения

  С Праздником, братья и сестры! Воскресение – это день, который всегда наполняет нас радостью, не смотря на какие-то трудности присутствующие в нашей жизни, или даже скорби. Когда мы вместе с вами молимся или читаем Евангелие, причащаемся Святых Христовых Тайн, радость наполняет все наше существо, сердце, душу. И конечно, дух учится снова пребывать в божественном, и это радостно!

    Сегодня мы с вами читали изумительную историю из Евангелия, из жизни Самого Спасителя, как четыре человека принесли на одре болящего. Принесли с той мыслью, чтобы помочь ему, дабы Христос даровал ему исцеление. Они не забыли, что они ветки одного дерева, они не забыли, что они члены одного тела.  Так и нам, братья и сестры, нужно помнить об этом, что мы одно единое целое. Что мы в действительности являемся ветвями одной лозы, и эта лоза – Христос. А значит, в Нем Самом наша жизнь, и именно Он – центр этой жизни.  Поэтому нужно все выстраивать таким образом, чтобы не отстраняться, а, наоборот, приближаться ко Христу. Цель нашего движения – богообщение, которое было прервано, когда в Раю случилось грехопадение. Но сегодня мы с вами должны восстановить это богообщение, и все наше движение к этому направлено. Поэтому очень важно учиться снова быть одним Телом Христовым.  Учиться здесь, учиться у себя в семье быть одним целым, любить, доверять друг другу, надеяться, и конечно, терпеть. Но самое главное – любить. Все остальное приложится. На месте своего труда, здесь на приходе иногда некоторые люди помышляют о том, что достаточно просто прийти в храм, помолиться и уйти. Но мы же с вами не просто какие-то потребители, не просто пользователи каких-то услуг, а мы с вами – одно Тело Христово. Поэтому мы должны сейчас из себя представлять общину, которая учится терпеть, смиряться, учится любить, помогать в общих делах, делах по устроению прихода или помогая друг другу. И таким образом, восходя от силы к силе, мы и будем приближаться к богообщению, к Царству Христову. Конечно, такое наше движение всегда идет через ближнего. Господь так и говорит, что наше отношение к ближнему – это отношение к Нему. Поэтому и надо учиться, чтобы наше отношение к ближнему было с любовью, учиться быть добрыми, а не злыми и раздражительными. Учиться терпеть, смиряться. И вот так наше сердце будет преображаться, а через преображение сердец будет преображаться весь мир. Дай Бог, чтобы так все и было. Будем этому учиться делами, мыслями и молитвами. Аминь