Страничка в православной сети Елицы Общины прихожан и братии Храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского г. Н. Тагил width=100

Православная социальная сеть

Проповедь в неделю 2-ю Великого поста, святителя Григория Паламы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, братья и сестры, по прошествии уже двух седмиц Великого поста нам с вами будет полезно обратить свой взгляд на то, что является существом поста. По святоотеческому учению, пост – основание всякой добродетели. Именно поэтому нам важно и нужно понять, что такое пост.

По своему опыту мы знаем, что пост имеет две составляющие – внутреннюю, духовную, и внешнюю, телесную. Постом мы стараемся есть меньше, исключаем все скоромное, т.е. стесняем себя телесно. И, конечно, стесняем себя со стороны духовной – стараемся меньше ходить по гостям, больше домоседствовать, читать Священное Писание, больше молиться и совершать дела милосердия. Таким образом мы себя стесняем с двух стороны – телесной и духовной.

Иногда у нас возникают сомнения в важности телесного поста по сравнению с духовный. Казалось бы, мы можем есть так же и столько же, сколько и в обычное время, и при этом совершать духовное делание. Но Слово Божие наставляет нас в том, чтобы мы очень внимательно относились к нашей телесности. «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объяде¬нием и пьян¬ством и заботами житейскими» (Лк. 21: 34), предупреждает нас Христос. Если человек предается объядению, оказывается, его сердце становится неспособным к духовной жизни. Этими словами Господь указывает на пользу поста.

Когда мы говорим о способности к духовной жизни, мы говорим о способности к богопознанию и богопочитанию. Сердце плотского человека не способно к познанию Бога, не способно к верному Его почитанию. Познание Бога дается нам разными способами. Господь открывается нам в естественных условиях нашей жизни - мы можем встретить Его в каких-то жизненных обстоятельствах, среди людей. Но познание Бога может происходить неестестественным для этого мира способом – явлением благодатных сил, через святыни и т.д.

Святитель Григорий Палама

Сегодня мы вспоминаем человека, который всю жизнь положил на то, чтобы доказать, что человек может войти в общение с Богом и познать Его. Мы творим память святителя Григория, епископа Фессалонитский, или, как его еще называют, Григория Паламы. Он родился 1296 году. В 8-летним ребенком он остался без отца, который был одним из ближайших советников византийского императора. Император взял на себя попечение о воспитании Григория. Будущий епископ получил блестящее образование. Уже в 20 лет он оставил мир и ушел на Афон, где стал подвизаться в вере, благочестии и чистоте. 

Именно там, на Афоне, 30-е годы XIV века возник спор, который оказал влияние на культурную, духовную, историческую жизнь всего человеческого общества. Это был спор о том, является ли Фаворский свет тварным или нетварным. На горе Фавор Спаситель преобразился перед своими учениками – Петром и Иоанном. Свет Преображения поразил учеников, даже одежда Христа изменилась.

Так вот, появилось заблуждение, что этот свет тварный, естественный для нашего мира. Григорий Палама утверждал обратное: этот свет – божественный, это благодать Божия, Сам Бог.

Казалось бы, какое нам, современным христианам, дело до этого спора? Дело в том, что, если свет тварный, это означает, что человек не может войти в общение с Богом, не может по-настоящему Его познать, между человеком и Богом огромнейшая пропасть. И значит, в этом мире не нужно надеяться на помощь Божию, и человек должен рассчитывать только на самого себя. А по учению Григория Паламы, Фаворский свет имеет божественную природу, через него Господь приближает нас к Себе.


 Гора Фавор в Израиле

Впоследствии те, кто стояли на тварности фаворского света, ушли с Афона в Италию. Там началось европейское Возрождение, где на первое место ставилсячеловек, его возможности, его силы, а на второе – необходимость помощи Божией.

В России, к счастью, сложилась иная ситуация. Мы с вами на первое место всегда ставили и ставим помощь Божию. О себе же со смирением осознаем, что без Бога ничего не можем творить. По этому пути смирения и единения с Богом должно идти наше сердце.
Господь устроил для нас Свою Святую Церковь, где есть все необходимое, в том числе посты, чтобы помочь нам войти в нужное состояние для общения с Богом. Григорий Палама говорит, что человек есть причастник Божества. Вот это достоинство мы должны в себе воспитывать. Только так мы сможем, преодолевая трудности, войти в радость нашего Господа.

Аминь.

Иерей Олег Шабалин, настоятель храма в честь св. преп. Сергия Радонежского, г. Нижний Тагил.