Страничка в православной сети Елицы Общины прихожан и братии Храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского г. Н. Тагил width=100

Православная социальная сеть

Проповедь в неделю 35-ю по Пятидесятнице. Отдание праздника Богоявления

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Каждый раз, братья и сестры, когда мы берем в руки Святое Евангелие, то, конечно, возникает в нас внутренний трепет, поскольку это все-таки Книга Жизни. Или, скорее, жизнь, запечатленная в книге. Когда мы открываем ее, начинаем читать, то нам открываются очень многие тайны: открывается пространство, открывается время, открывается тайна человеческой жизни, открываются глубины мироздания и открывается, конечно, вечность. Вот это самое главное, к чему мы стремимся: к вечности. Однако же, вечность мы с вами не мыслим совершенно без Бога. Тем более не мыслим вечность здесь, на земле. Мы помышляем о вечности только в отношении Царствия Христова и только вместе с Ним и в Нем.

Сегодня мы прочитали о человеке, который пришел ко Христу тоже в поисках вечности. Он задал вопрос: «Что мне сделать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк. 18:18) Мы можем думать, что этот человек говорил о вечности здесь, на земле. Он же был богатым, и хорошо было бы ему жить вечно, чтобы пользоваться своими благами. Однако, когда Христос ответил ему, человек ушел в расстройстве. Вот если ко Христу приходили саддукеи, фарисеи и задавали лукавые вопросы, разве они расстраивались? Нет. На все ответы Христа Спасителя, на которые не могли возразить, они только еще больше ожесточались. Но не этот человек. Он расстроился. Значит, его поиск вечности был сердечного характера. Что же мешает ему? Христос ему отвечает заповедью. Чтобы наследовать жизнь вечную, нужно соблюдать заповеди, о которых мы все с вами знаем, и они самые обычные. Там нет речи о богатстве. Не прелюбодействуй, чти отца своего и мать, не укради, не лжесвидетельствуй – самые обычные вещи. И именно они необходимы для того, чтобы мы могли жить вечно. Вечно вместе с нашим Господом. Но ведь, чтобы соблюдать эти заповеди, необходимо быть свободными. Никакая страсть, никакой грех не должны держать нас в узде, не должны держать нас в оковах, а иначе исполнение этих заповедей будет совершенно бессмысленно.

Христос в другой части Евангелия говорит, что нарушение даже одной самой малой заповеди – это крах всего Закона. А исполнение любой заповеди не может быть однозначно простым. Ну, например, хорошо, когда человек не убивает другого оружием, но еще лучше, когда он в своих мыслях не думает об этом. А еще лучше, когда он вообще не мыслит злого на другого человека и не раздражается. И так касаемо всех заповедей.

Когда человек говорил о том, что все то он имел от своей юности, он, конечно, имел ввиду внешнее соблюдение этих заповедей, как и было принято в то время. Но на самом деле, ему мешало совершенствоваться в этих заповедях одна очень важная деталь – сердце его было отдано стяжательству. Все святое Евангелие говорит нам о том, что на первом месте в нашей жизни должна быть вечность, Царство Христово. На первом месте у этого человека было иное. Именно поэтому он отошел, скорбя. Потому что не знал, как с этим справиться. И в действительности, в то время не было никаких методик, не было того, что есть у нас: мы можем придти на исповедь к батюшке, и вот мы уже примерно знаем, по какому пути двигаться. А тогда такого не было. Человек ушел скорбя, потому что он понимал, как крепко держит его то, что в его жизни было главным – стяжательство.

Конечно, самым главным должно быть в нашей жизни стремление ко Христу. И когда это есть, мы можем совершенно спокойно пользоваться теми благами, которые есть в этом мире. Их может быть много, их может быть мало – это не имеет значения. А значение имеет то, держат они нас в оковах или нет. И вот самое-то главное, к чему призывает нас Христос всегда и всюду – это стать свободными. Потому что иначе никакая заповедь не укоренится в нашем сердце, если мы свободными не будем. Поэтому первое, что нужно сделать, это посмотреть на свою жизнь. А что держит нас здесь? А что делает нас рабами? И вот именно против этого вначале и нужно вооружиться. Стать свободными, перестать все время оглядываться на то, что нам так нравится в этой жизни. Нравится, конечно, в отрицательном отношении.

Все окружающие на тот момент люди, особенно ученики Христовы, увидев, что произошло, стали вопрошать Христа: «Ну, если вот так трудно богатому войти в Царствие Божие, то кто же может спастись?» И мы услышали самые утешительные слова Божии. Оказывается, то, что невозможно человеку, вот этому, например, конкретному человеку, да и каждому из нас с вами, всегда возможно Богу (Лк. 18:27).

А ведь и правда. Бог же Творец всего видимого и невидимого, а значит, Ему подвластно все. Это и есть надежда, и этот конкретный человек может освободиться, стать свободным и обернуться ко Христу и пойти за ним. Ведь что ему говорит Христос? Раздай все, что имеешь! Смотрите: не родным, не близким, а раздай нищим (Лк. 18:22). А дальше что? Следуй за Мной. И этого, оказывается, мало – просто раздать и стать свободным. А дальше-то что? А дальше нужно свою свободу употребить в нужном направлении. «Следуй за мной», – говорит Христос. Вот тот путь, который мы обязательным образом должны пройти. Все свои силы употребить на то, чтобы стать свободными. Дальше свою свободу направить ко Христу. И это движение Господь и показывает нам постоянно в Святом Евангелии. Когда мы читаем Святое Евангелие, что мы там слышим и видим? Красивые слова и истории? Нет. Мы видим Самого Господа, Его Личность, которая сильна, утешительна и любвеобильна. Именно за этой личностью мы и должны с вами идти. Аминь.