Страничка в православной сети Елицы Общины прихожан и братии Храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского г. Н. Тагил width=100

Православная социальная сеть

Проповедь в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне

Евангелие дня (Ин. 4:5-42)

Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.

Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.

Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.



Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.

Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.

Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.

Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?

Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?

Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,

а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.

Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.

Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.

Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа,

ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.

Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.

Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.

Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.

Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.

Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.

Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.

Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.

Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.

В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?

Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям:

пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?

Они вышли из города и пошли к Нему.

Между тем ученики просили Его, говоря: Равви́! ешь.

Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.

Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть?

Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.

Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.

Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут,

ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет.

Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.

И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала.

И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.

И еще большее число уверовали по Его слову.

А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.

Проповедь по прочтении Евангелия

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Радостью всегда, братья и сестры, сердце откликается на события, о которых мы читаем во Святом Евангелии. Насколько живо апостолы нам пишут о каждом слове Божием, о том, что сопутствовало этим словам, о всех обстоятельствах, и очень ярко и четко видно, как все это происходило.

Но более всего живо представляется и уясняется сердцем все, что Христос привносит в этот мир. И мы видим, что Христос изначала разрушает всякие сложившиеся стереотипы, которые сковывали людей, которые превращали их в рабов также, как грехи и страсти. И вот эти устоявшиеся мнения, которые не давали людям двигаться дальше, Христос рушит одно за другим, не только тогда, но и сейчас.

И мы читаем об одном таком действии, которое рушило все сложившееся в то время. Христос беседует. Но не просто беседует, а беседует с женщиной. Тоже удивительно для Его учеников. И не просто с женщиной, а из Самарянской веси. Она сама говорит, что иудеи даже не прикасаются к ним. Вот это удивительно, но и это еще не все. Столько времени Христос находится со Своими учениками, многое говорит им, но ни разу не говорит так прямо и ясно, как с этой женщиной. Вдруг именно ей Он открыто и прямо говорит, что Он Христос. Кому-то из учеников сказал? Нет. Все притчами или еще как-то. А здесь прямо и открыто говорит об этом.

Рушится все, всякое понимание. Зачем это нужно и почему, объясняет Христос далее. Самарянка говорит Ему: «Вот мы здесь кланяемся, а вы говорите, что нужно там». И Христос подтверждает, да вы неведомому Богу кланяетесь, Тому, кого не знаете, а мы знаем. Но на самом деле не то и не это, а наступит время, когда поклоняться Богу будут по-другому. И Он объясняет, как – «в духе и истине». И это означает свободу. Все, что было до этого, было сковыванием человека. Мы с вами знаем, сколько разных традиций, предписаний выполняли иудеи. И это сковывало их, потому что это было настоящее рабство: нужно было столько-то раз сделать поклонов, столько-то раз совершить молитву, нужно было то и это. Было много различных устоявшихся предписаний, которые однако же не давали человеку внутреннюю свободу и не преображали его сердце, но только внешне ущемляли его. И, казалось бы, внешне человек все правильно делает, но не было никакого движения к Богу.

И Христос с самого начала, как только пришел, сразу же стал говорить о том, что наше движение должно быть не внешним, но внутренним. Именно поэтому Он тут же стал обращать внимание на сердце человека. И вот здесь говорит опять, что в духе и истине нужно поклоняться Богу. А это означает, что наша вера не должна быть зависима от каких-то внешних обстоятельств, установлений, правил. Эти правила и обстоятельства могут складываться самым различным образом. Они могут войти в нашу жизнь через какие-то установления законодательной власти или через какие-то стереотипы наших родных, близких и знакомых. Очень много всего такого вокруг нас, что пытается опять сжать нас в рамки. Христос уже дал нам свободу, и мы сейчас здесь с вами стоим и с высоты веков уже многое знаем, читаем Святое Евангелие, и вроде бы свобода – вот она, но все, что есть в мире, все, что есть вокруг нас, пытается так или иначе снова сделать нас рабами. И именно поэтому мы с вами абсолютно всего боимся. Мы, верующие во Христа люди, всего и всюду боимся. Боимся не так сесть, боимся не то одеть, не то сказать, не так глянуть, не то взять – мы всего и всюду боимся. Это потому, что мир сейчас так устроен, что все противодействует вере, все направлено против Христа.

Но на самом деле настолько все это неважно – взял ты вот эту книгу или другую, взял коробку со штрих-кодом или без него, взял ты этот паспорт или тот. Все это настолько неважно, что мы даже помыслить не можем, а Христос еще тогда об этом сказал – в духе и истине есть поклонение Богу. Поэтому все эти зависимости нужно срочно убирать из нашей жизни. Нужно смело идти за Христом, не боясь ничего абсолютно. Тогда наше следование за Ним будет правильным. Не там и не здесь, а Царство Христово внутри нас. И это именно та свобода, к которой и нужно стремиться постоянно.

Почему мы все время и всего боимся? Не дай Бог нам поговорить с католиками. Нас же все сразу осудят, мы униатами становимся. Но на самом деле и это неважно, а важно, чтобы мы внутренне шли за Христом верой и любовью. И если эту любовь мы распространяем по всей земле, то наше поклонение Богу – в духе и истине. И неважно при этом, что мы какую-то прививку поставили или еще что-то сделали. Важно другое – что на сердце у человека. И если на сердце постоянный страх, если на сердце постоянное рабство различным человеческим постановлениям, то ничего не произойдет, не произойдет внутреннего преображения.

Не должен человек ни от чего зависеть. Наша зависимость вымышленная, это постоянный обман, который присутствует в нашей жизни, и источником которого является дьявол. Вот поэтому и нужно слушать Христа, а Он говорит о том, что наше поклонение Богу и наша вера не внешним характером движутся, а внутренним, тем, что на сердце у человека. Вот поэтому очень важно на это обращать внимание, в сердце взращивать истинное поклонение Творцу, которое должно быть в духе и в истине.

А чтобы истину обрести, нужно быть очень внимательным. Ведь и истина может быть внешнего характера и внутреннего. Христос говорит не об истине каких-то человеческих знаний или установлений. Потому что по-человечески, действительно, что есть истина и где правда, в этом мире мы не найдем. Христос говорит о другой истине. О той, которая есть Он Сам. Именно эту истину нужно обрести, Самого Христа нужно обрести в своем сердце. И тогда поклонение Ему и в Нем будет верным движением нашей жизни. На это очень важно сегодня обратить внимание.

Христос пришел к этой женщине неспроста. Он пришел, чтобы ее открытое сердце наполнилось этим самым духом и этой самой истиной, то есть Им Самим. Христос точно также приходит и к нам с вами, но мы всего боимся. Мы боимся абсолютно каждого движения в нашей жизни, потому что не духом и истиной живем, а живем страхом – как бы что не сделать не так, как бы не согрешить, как бы не навредить. Страх мешает любить, страх мешает быть свободными, и именно поэтому нам важно постоянно внутри себя заботиться о том, чтобы любовь сделала нас свободными. Но чтобы внутри была любовь, нужно очень внимательно смотреть на людей, которые нас окружают. Именно поэтому Христос постоянно отсылает нас к нашим ближним. Что мы сделали им? Чтобы научиться любить, нужно постараться изо всех сил изменить свое отношение к тем, кто нас окружает. Как часто мы говорим о том, что даже в семье теща или свекровь мне постоянно мешает, не то говорит, не то делает. Мужья или жены, наши коллеги по трудам или по работе, еще где-то. Мы постоянно всем недовольны, каждым человеком в нашей жизни. А надо любить, надо менять наше отношение. И наш труд именно в этом, в преодолении того, что в нас сложилось неприязненного. Нужно постоянно заботиться о том, чтобы мы меняли свое отношение к окружающим людям, чтобы мы учились по-другому к ним относиться. Тогда сердце будет преображаться, и все, что вокруг нас, будет абсолютным образом меняться, преображаясь и внешне, и внутренне, блистать, сверкать, как солнце. И мы во всем этом увидим Руку Божию, во всем этом увидим самого Христа Спасителя. Аминь.

 

Слово по окончании богослужения

С праздником, братья и сестры! Наше воскресное богослужение на сегодня завершено. Спаси Господь всех вас за совместную молитву.

В эти дни, когда мы все еще празднуем Светлое Христово Воскресение, каждый воскресный день наполняется особенным смыслом благодатного воспоминания тех событий, когда ученики Христовы вдруг поняли, осознали, увидели, что Христос по-настоящему воскрес. Вот они только стояли при Кресте не все, но знали, что Его распяли. Вот Его положили во гроб, и страх нападает на них, страх о том, что будет дальше. И вдруг они узнают о том, что Он воскрес. Это радостное событие для всего мира, для каждого из нас, потому что Воскресение Христово меняет весь мир, меняет до такой степени, что уже обратной дороги нет.

    В то время, когда жили Адам и Ева, произошло страшное отступление от Бога, которое изменило жизнь. И автоматически это страшное изменение распространилось на каждого человека. И мы жили с этим. Но вот пришел Христос и изменилось все, Он дал нам свободу, дал возможность отстать от рабства греху и страстям, отстать от рабства этого мира и уже здесь почувствовать Его Царство, уже здесь приготовить себя к нему и, в конечном итоге, войти в это Царство, где Он Сам пребывает, и в Нем пребываем все мы и весь мир, все творение Божие.

    Когда размышляешь об этом, то сердце наполняется умилением и радостью, и это позволяет пройти любые трудности земного шествования. Но для этого необходимо еще и очень внимательно всматриваться в само Святое Евангелие. Конечно, сейчас, в летнее время, не у всех есть возможность, силы каждодневно читать Евангелие. Но хотя бы размышлять о том, что мы с вами прочитали в воскресный день, конечно, нужно. Очень важно не торопиться, очень важно, не спеша, читать Евангелие и размышлять о нем. Хорошо, если мы прочитали и сколько-то с этим живем, день, два, может быть, и всю седмицу до следующего воскресения. Потому что даже в небольших отрывках очень много всего, и дня не хватает, чтобы понять каждое слово Божие. Поэтому нужно пожить с тем, что мы прочитали.

     Сейчас перед началом службы мы с отцом Александром как раз беседовали о том, что очень многое открывается если, не спеша, прочитывать одни и те же места Священного Писания, и открывается с неожиданной стороны. Порой то открывается, что помогает прожить, помогает преодолеть трудности, скорби. Отец Александр подметил одну интересную вещь у апостолу Павла –  он единственный говорит о том, что в отношении греха мы должны быть как камень. Камень неподатливый, так и мы должны быть неподатливы в отношении греха. Его точит, бьет, кидает куда-то, а камню все равно.  Так и нам должно быть все равно в отношении греха, чтобы грех нас не победил, не размягчил, не раздробил, чтоб мы были крепким камнем веры. И в этом отношении такой пример крепости и веры мы можем наблюдать абсолютно везде, куда бы мы свой взгляд не обратили. Это могут быть люди, которые нас окружают, строения, которые мы видим и много-много всего. Весь мир наполнен подсказками Божьими. Он подсказывает, как нам нужно выстраивать свое внутреннее состояние, свое сердце, свои мысли, чтобы крепко и твердо шествовать за Ним.

   И сегодня, в этот воскресный день, хочется пожелать всем нам вот этой крепости, твердости, чтобы ни один грех, ни одни оковы не взяли нас в оборот, не обманули, но чтобы мы свободно и твердо шли за нашим Спасителем. Аминь.