Страничка в православной сети Елицы Общины прихожан и братии Храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского г. Н. Тагил width=100

Православная социальная сеть

Проповедь в Неделю 5-ю Великого поста. Преподобной Марии Египетской

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Сколько, братья и сестры, веков прошло с того момента, как Христос пришел в этот мир, сказал Свое слово нам! Наверное, с тех самых пор это слово должно быть нами изучено вдоль и поперек и, наверное, должно оно гореть как драгоценный камень в нашем сердце, и, наверное, мы должны стать уже такими, что пребывать могли бы в Царствии Христовом уже сейчас. Но всего этого не произошло. С течением стольких веков слово Божие стало более доступным, но не стало оно внутри нас расцветать и процветать, и приносить плоды. Мы не стали лучше, чем те люди, к которым пришел Христос, и первые христианские общины. Ничего практически не изменилось.

Вот, сейчас мы с вами прочитали как раз о том, как можно слушать Христа и совершенно не слышать, о чем Он говорит. Это же поразительная вещь! Христос рассказывает Своим ученикам, что Ему предстоит пойти и пострадать, умереть и воскреснуть. Что происходит? Вдруг подходят два ученика, Иаков и Иоанн Зеведеевы, и о чем просят? «Господи, можно мы сядем по правую и по левую руку от Тебя?» (Мк.10:35-37). Вот здравствуйте! О чем говорил только что Христос? О страданиях, о том, что Ему предстоит быть распятым на Кресте, о Своем Воскресении. А что услышали эти люди? «Наш Учитель идет, чтобы стать Царем».

Вот, все это от того, что они совершенно неверно воспринимали Христа. Они думали: «Это Тот, Кто сделает наш народ главенствующим на этой земле. Он станет Царем, и мы будем царствовать вместе с Ним». Именно поэтому они мыслили по-земному: «Как нам принять участие в этом царстве? Надо попросить, чтобы мы были по правую и по левую руку». Не только два эти апостола ошибались, ошибались все в то время, поэтому стали негодовать на этих двух. И тогда Христос начинает их учить, что подход к Его Царству должен быть совершенно иным. Он говорит: «Хотите быть выше всех? Пожалуйста, никаких проблем, только для этого надо стать слугой и даже рабом, чтобы научиться смиряться, научиться терпеть и научиться любить» (Мк.10:44). Потому что Царство Божие не от этого мира. Именно поэтому нельзя мыслить по-земному об участии в этом Царстве. Помните слова Божии: Оно внутри нас (Лк.17:21).

Ну, хорошо, ошиблись апостолы, потом они были просвещены Духом Святым в день Пятидесятницы (Деян.1:7-8, Деян.2:1-4). Наверное, они пошли дальше и уже правильно научили людей, и люди стали правильно мыслить и думать? Тоже ничего подобного. Они-то учили правильно, но сколько инакомыслия было даже среди первых христиан. Вы посмотрите: идет апостол Павел, образует всех в Фессалониках, но сколько там было брожения! Хотя это была прекрасная община, апостол ее очень любит, говорит о ней (1Сол.3:6-8). И что же там? Вдруг эти люди начинают думать, что Царствие Божие будет только здесь на земле и только для живых и поэтому ничего делать не надо, ни работать, ни заботиться о духовной жизни (1Сол.4:13-18). А возьмем Коринфскую Церковь, там тоже много было всего. Дошли даже до того что стали сомневаться в воскресении Христа (1Кор.15:12-20). Даже такие мысли стали возникать. И поэтому всюду и везде апостол Павел начинает вразумлять этих людей, направлять их на путь истинный. Почему вдруг у этих людей возникли такие неверные мысли? Потому что у них было искажение вероучения, неправильно представляли они слово Божие. Они слушали, но слышали то, что хотели услышать. Вот в чем проблема их и нас с вами тоже.

Конечно, за всем этим искажением вероучительного характера искажалась и их духовная жизнь. Именно поэтому апостол Павел учит: «Братья, вы посмотрите, что вы делаете! Вы обращаете внимание на какие-то глобальные вещи, вычисляете, когда придет Христос, а о своей духовной жизни не думаете. Вы не готовите себя к Царству Христову, не преображаете себя» (1Кор.12:31-1Кор.14:1). И тоже самое происходит сейчас у нас с вами, ничего не изменилось. Мы думаем о каких-то глобальных вещах: в Церкви все плохо, в государстве еще хуже, патриарха надо сменить, президент тоже неверный. А что внутри? Что внутри каждого из нас? Нас не надо поменять случайно?

Так вот, братья и сестры, корень всех этих нестроений в том, что мы забыли о своей духовной жизни, о своем собственном преображении. Давайте, поменяем патриарха, президента. Что изменится? Ничего. Потому что в наших сердцах ничего не изменилось за все эти века. Мы только и умеем, что все ругать, все исправлять, а вот себя исправлять и не думаем даже. А ведь в Евангелии четко сказано: «Сначала убери бревно из своего глаза» (Мф.7:3-5). Так вот, давайте поищем внутри себя это бревно, чтобы освободить Царство Божие внутри себя. Оно завалено там всякими греховными страстями, чем только не завалено. Надо все это очищать, ведь страсть настолько изменяет человека, что он уже не чувствует правильно, не понимает верных целей и задач и поэтому живет неправильно. И это о нас с вами, это мы такие.

Мы, конечно, с вами помним о том, что наша с вами задача – помогать душам ближних идти ко спасению. И нам иногда кажется, что мы им помогаем, когда начинаем их исправлять, укорять или еще что-то делать. Но на самом деле, наша помощь им должна быть прежде всего духовная. Если мы видим какие-либо нестроения или бесчинное поведение нашего брата, прежде всего нужно помочь ему тем, чтобы себя самого исправить. Вот, когда начнем исправлять свое сердце, очищать свою душу, т.е. трудиться внутри себя, таким образом поможем и всем, кто нас окружает. Будет выправляться каждый человек, который соприкасается с нами, будет исправляться ситуация, чья-то проблема – и только все от того, что мы будем преображаться.

Вот поэтому очень важно сегодня правильно услышать Христа Спасителя, правильно услышать апостолов вслед за Ним, которые говорят: «Прежде всего ищите Царствие Божие внутри (Лк.17:21). На Него обращайте внимание, прежде всего трудитесь над своим сердцем, преображая его» (Лк.17:23, Мф.24:23-28, Мк.13:21, Лк.10:9-11, Рим.14:17, Кол.1:27). Будем меняться внутри, и все изменится, и Царствие Божие тогда станет близким, и мы тогда в действительности будем во Христе.

А сейчас есть нестроения в нашей общине. И нужно их искоренять. Но не претензиями и обвинениями или осуждением. А изменением собственного сердца.

Мы молимся, чтобы Господь помог преобразить наше сердце и очистить душу. И Он помогает нам обстоятельствами, иногда трудностями, иногда скорбями. Помогает нам, чтобы мы учились терпеть, учились смиряться, учились любить. Вот поэтому, конечно, Господь всегда рядом с нами. Наша задача – только принять Его волю как свою. Вот это у нас частенько-то и не выходит, а потому не смиряемся, а потому ропщем, унываем или еще чего бесчинное творим. Все от того, что не принимаем волю Божию. Поэтому, конечно, нужно трудиться над тем, чтобы наша воля была согласна с волей нашего Творца. Почаще нужно твердить себе как один святой: «Не как я, но как Бог». Тогда, конечно, смирение, обязательно обрящется в нашем сердце, а на этом основании уже будет созидаться и любовь. Аминь.