Страничка в православной сети Елицы Общины прихожан и братии Храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского г. Н. Тагил width=100

Православная социальная сеть

Проповедь в Неделю Крестопоклонную Великого поста

Во имя Отца, и Сына, И Святаго Духа. Сейчас, братья и сестры, мы слышали, как Господь призывает нас следовать за Ним, но Его слово совершенно ненасильственного характера. Он говорит: «Если хочешь идти по Мне…» (Мк. 8:34). Не говорит, что обязательно нужно идти, не говорит, что обязательно нужно умереть – ничего обязательного нет. Если хочешь идти, тогда иди.

А вот что будет, если действительно пойти за Христом, если увидели в Нем истину, увидели правду? Вот тогда стоит уже потрудиться, потому что если вступили на этот путь и оборачиваемся назад, думая как было прежде хорошо, благостно и мирно, то, конечно, тогда мы ненадежны для Царства Божьего. Единожды вступив на этот путь, нужно утверждаться в верности Христу, за которым мы следуем. И вот эта верность проявляется абсолютно во всем, даже тогда, когда придется, может быть, и умереть, лишь бы не предать Евангелие и Самого Христа. Именно поэтому свой крест мы должны нести даже в том случае, когда угрожает опасность, даже в том случае, когда угрожает нам сама смерть. А мы же знаем, что Христос смерть победил. Чего бояться?

Вот, иногда обычного разбойника называют душегубцем. Но он же не души губит, а всего лишь тело. Оборот речи такой. И мы видим, в Евангелии Иисус говорит: «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8:35). Это именно о нашем с вами теле, о временной жизни говорит Он. Если мы убоимся, если мы не устоим и в действительности сохраним свою временную жизнь, свое тело, мы таким образом предадим Христа и, конечно, свою душу погубим. А вот если мы не убоимся, если мы даже и погубим свое тело, и временная жизнь завершится, вот тогда свою душу мы спасем. Конечно, в этом слове есть и внутреннее содержание, и оно очень важно для нас – Христос говорит о любви к Богу нашему. Ничего и никого не должно любить прежде Самого Бога. Только после того, как Бога возлюбим, любовь ко всему остальному будет истинной и правильной. У нас же с вами, к сожалению, часто наоборот случается: мы сначала любим творение Божие. Такая любовь чаще всего бесчинствует.

Вспомним, как ученики Спасителя говорили о том, кто будет первый в Царствии Его, и даже некоторые из них просили: «Посади нас по правую и по левую сторону от Себя» (Мк. 10:35-40). Примешивалось человеческое, они искали своего. А почему? Потому что не Бога прежде любили. Вот так и у нас в жизни. Мы любим лишь то, что сотворено Богом, и такая любовь не может быть истинной никогда. Поэтому нужно потрудиться над тем, чтобы наше сердце было обращено прежде всего ко Христу. И только во Христе возникает любовь истинная, и тогда мы сможем правильно любить и тех, кто рядом с нами, и тогда мы сможем любить верно всякое творение Божие.

Конечно, можно научиться обратному: возлюбив сначала творение нашего Бога, обратив затем свой помысел, свой взгляд на Того, Кто и есть Творец этого, мы можем и Бога возлюбить. Но тогда, конечно, наш путь должен быть внутренне очень собранный, потому что очень легко увлечься творением и забыть о Творце. Ведь часто, когда наши близкие дарят нам что-то, мы любим эту вещь, всегда ей пользуемся, и постепенно начинаем любить вещь больше того, кто нам ее подарил. Так случается и в наших отношениях с Богом.

Сегодня, братья и сестры, мы с вами особым образом взираем на Крест Господень. Это совершенно не символ смерти, как может показаться, а это символ наивысшей Любви, которая только может вообще существовать. Вот потому, взирая на Крест Нашего Господа, учимся, как должно любить в действительности, по слову апостола Павла, не ища ничего своего.  Потому Христос и говорит, что прежде всего нужно от себя отречься. Отречение от себя – необходимое условие для истинной любви. А она, истинная любовь, возможна только тогда, когда наше сердце будет полностью отдано Богу нашему. Потому и говорит Христос: «Отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за мной» (Мк. 8:34). Ни за кем-то, кого Господь поставил рядом с нами, ни за чем-то, что Бог сотворил в этом мире, но именно за Ним. Он и есть Творец – вся полнота. Каждый человек, которого мы встречаем в жизни, есть и во Христе тоже. Все, что мы может полюбить в этом мире, во всей полноте пребывает во Христе. Поэтому если хотим возлюбить человека, если хотим возлюбить этот мир, надо возлюбить вначале Христа.

И дело Божие – это дело любви по отношению к нам, чтобы мы стали преображенные, чтобы мы смогли пребывать с Ним в Его Царствии неразлучно. Потому Его любовь простирается в этом мире даже до смерти, смерти Крестной. И если мы учимся у Христа Бога нашего любить, любить истинно, это означает, что таковой смерти не должно бояться и нам. Напротив, если действительно желаем следовать за Христом, то больше всего должны бояться предать Его, больше всего должны бояться отойти от Его заповедей. И если перед нами выбор: смерть или преданность Христу, не должно быть вообще никакого колебания внутри нас, потому что любовь говорит нам одно – только за Христа, и только Ему мы отдаем свою жизнь. И Христос благостно сообщает нам во Святом Евангелии, что если мы таким образом погубим свою душу Евангелия ради, ради Христа, то мы ее спасем. Потому говорит нам Бог, что если возлюбим весь этот мир, но Его не будем любить, за ним не будем следовать, какая нам польза тогда? Никакой. Все это будет тщетно, потому что любить временное, конечно, бессмысленно (Мк. 8:36-38). Надо любить то, что вечно. Вечную жизнь надо возлюбить прежде жизни временной. Тогда мы будем проживать это временное состояние нашей души плодотворно, со смыслом, обращая свой взгляд на самое главное – на Бога нашего, на Христа. Вот, братья и сестры, в чем истинный и высший смысл любви. Когда для этой любви мы гибнем, на самом деле мы себя спасаем и живем вечно с нашим Господом. Вот что такое Крест, братья и сестры. Этот Крест должен быть запечатлен в сердце каждого из нас. Поэтому мы всегда его носим с собою, чтобы каждый день лобызать его, смотреть и учиться: вот как нас любит Христос, и вот как мы должны любить Его и каждого, кто нас окружает, и всякое Его творение. Но в начале Его, нашего Господа. Именно к Нему мы простираем всякое свое душевное стремление и всякое свое сердечное устроение.

Сегодня мы, конечно особенным образом молимся, чтобы Господь помог нам силою Честнаго и Животворящего Креста преодолеть всякую скорбь в этом мире, чтобы ничего нас не разлучило от любви ко Господу нашему Иисусу Христу. Аминь.