Страничка в православной сети Елицы Общины прихожан и братии Храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского г. Н. Тагил width=100

Православная социальная сеть

Проповедь в Неделю Мясопустную. Прощеное воскресение

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Каждый воскресный день – это образ того Воскресения, которое мы видим во Христе, и образ того Воскресения, которое и нам тоже Господь дарует. Зная об этом, конечно, нужно себя готовить, потому что воскреснет человек, а далее будет два пути: либо всю вечность со Христом в Его радости (к чему мы стремимся, конечно), либо вдали от Христа. Это все зависит от того, будет ли у нас что-то общее с Ним или нет. Вот эту общность со Христом нужно созидать уже здесь и сейчас, в течение всей нашей земной жизни. Поэтому, конечно, нужно слово Божие слушать и слышать, что говорит нам Христос и как направляет нас ко спасению.

Вот, братья и сестры, как ясно и прямо говорит нам сегодня Господь о самом важном для нас – о прощении. А прощение Божие важно для нас, потому что мы, конечно, с вами живем неидеально, живем не так, как желает Бог, живем в бесчинствах, и поэтому, чтобы спастись и войти в Царство Христово, нам, конечно, необходимо Его прощение, прощение наших грехов и страстей. И об этом, о самом главном для нас в нашем падшем состоянии, и говорит Христос.

И так, когда Господь простит нам? Когда и мы будем прощать. Но каковыми бы ни были простыми и ясными эти слова, конечно, на деле все выходит гораздо сложнее. Простить человека, простить того, кто обижает или просто нам неприятен, очень часто для нас кажется трудным или невозможным. Но все это только потому, что мы основываем наше отношение к людям, окружающим нас, на страстях, на тех грехах, которые как раз и мешают простить. Именно поэтому мы стараемся в течение своей жизни учиться не гневаться, не раздражаться, учиться терпеть, учиться быть милосердными, любить. И вот здесь очень важно понять, а какая любовь примется Богом? Вот, мы слышали сегодня как Господь говорит нам: «Где будет ваше сокровище, там и будет ваше сердце» (Мф. 6:21). Вот сокровище – любовь. Но сокровище необходимо отличать от подделки. Надо понять, а какая это любовь? Ведь ежели мы любим только здесь и только земным, то, конечно, в Царствие Божие никак не попадем. А что значит, любить земным? Ну, вот бывает, человек очень добрый, хороший, любвеобильный, но при этом не знает Христа и не живет по-христиански. Это означает, что его любовь – земная. И ведь у нас так часто бывает, когда мы говорим, что любим, но вдруг понимаем, что, если мы любим, а в ответ не получаем того же, мы начинаем жить в маяте, нам бывает очень скорбно и трудно, мы ходим хмурыми, не знаем, куда себя деть. Все почему? Потому что такая любовь основана на страстях и бесчинствах, на нашем самолюбии. И в такой любви ничего Христова нет.

Любовь Божия совершенно иная. Она не ищет своего (1Кор. 13:4-8). Вот это нужно всегда помнить. Именно поэтому и важно рассмотреть, а где наше сокровище? И оказывается, что все то, что мы именуем любовью, это то сокровище, которое здесь, на земле, в бесчинствах, в грехах, в падшем состоянии. А нужно созидать другое сокровище – сокровище, которое на Небе, ту любовь, которая исходит не из нашего падшего состояния, а от Самого Христа. Каким же образом это делать? Довериться Ему! Вначале необходимо внутри себя взращивать веру нашему Богу, доверие, и жить так во всех обстоятельствах жизни. И вот тогда Его любовь будет произливаться через нас к каждому человеку в нашем окружении. Это, конечно, трудно. Это целый жизненный подвиг, потому что нужно же от себя отказаться. Но только таким образом мы сможем стать причастниками любви Божией. И вот тогда наша любовь будет не наша. Эта любовь будет Христова. И это будет настолько чувственно, что все будут видеть этот свет Божественный, будут видеть эту истину и, конечно, будут прилепляться к ней. Вот только к такой любви нам нужно с вами стремиться. Видите, Христос говорит: «Ищите себе сокровище не здесь на земле». Правильно. Здесь, на земле, любви быть не может. Любовь истинная только где? Там, у нашего Бога, у нашего Творца. Именно эту любовь нужно всегда брать за пример.

Каким образом нам научиться так любить, чтобы это была любовь Христова? Читаем апостола Павла. Он же прямо говорит: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1Кор.13:4-7) и т.д. То есть нам нужно очень внимательно посмотреть, какая она любовь Божия? А такая, которая отсекает все человеческое. Каждая наша страсть отсекается в этой любви. Нет самолюбия, нет гордости, нет тщеславия, нет всего того, что мешает нам стать свободными. Любовь Божия только в совершенно свободном человеке. И вот этому нужно учиться. Но как учиться? Через труд.

Вот сегодня мы слышали, как во Святом Евангелии Господь говорит еще и про пост. Это же тоже научение. И смотрите, Он сначала говорит о прощении грехов, да? Будете вы прощать – будет и Отец наш Небесный прощать нам. А потом сразу же говорит о посте, как-то вдруг. Конечно, для того времени слово о посте было очень важным, потому что пост превратился в нечто внешнее. Не во внутреннее состояние души и сердца человека, а во внешнее делание. Потому что тогда было очень нужным и важным показать себя постящимся, т.е. одевали соответствующие одежды, посыпали голову пеплом, делали унылое лицо, не прибирали себя, и, конечно, было видно –человек постится, человек горюет, человек находится в покаянии. Хорошо, если это искреннее состояние человека. Но с течением времени это как раз и ушло, внутреннее искреннее покаяние, в котором человек находился. И это превратилось только во внешнее, показательное состояние. Вот поэтому такой пост, конечно, Христос осуждает. Так как он основан на самолюбии, на тщеславии, на всем том, на чем не может быть замешана любовь. Ни в коем случае. Не может быть замешано милосердие. В том человеке нет никакого милосердия, если он самолюбив, если он тщеславен. Там нет милосердия, там скорее будет презрение какое-то, но не милосердие. Вот поэтому Христос сразу же об этом говорит, когда ведет речь о покаянии, о прощении другого человека, о милосердии.

Поэтому, вступая в поприще Великого поста, будем, по слову Божиему, радостны и благостны, не будем унылы и печальны. Несмотря на всю трудность, которую несет этот подвиг, будем стараться превозмогать всякую немощь и преображать свое сердце, спасая свою душу. Таким образом, побеждая в себе всякую страсть, мы сможем источать любовь Божию через свое сердце, через свою душу каждому человеку, который будет рядом с нами. Только так, прижимая свою плоть, мы получим в своей жизни Духа Святаго, который поможет нам в этом преображении. Конечно, о мере поста нужно советоваться со своим духовником, чтобы правильно все устроить, потому что и пост бывает во вред. Очень тонко нужно подойти к устроению этого подвига. Потому что, прижимая свою плоть, преображая свой дух, мы учимся истинной вере, истинной любви! Аминь.