Страничка в православной сети Елицы Общины прихожан и братии Храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского г. Н. Тагил width=100

Православная социальная сеть

Проповедь в Неделю о блудном сыне

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Как часто, братья и сестры, мы, плавая по этому морю житейскому, встречаемся с трудностями, скорбями, но при этом ощущаем на себе величайшую милость Божию. Потому что все трудности и скорби в нашей жизни от того, что живем неправильно, бесчинствуем, много грешим, страстям потакаем. Таким образом, разрушается не только наше духовное и физическое здоровье, но и разрушается все то, что вокруг нас. И несмотря на все это, еще живем, еще Господь дает нам время и при этом даже помогает уходить от греха, помогает нам восстанавливать свое здоровье, помогает нам преображаться духовно для того, чтобы все-таки победить смерть и остаться живыми. И мы, конечно, видя милость Божию, припадаем к Нему, потому что понимаем, что любой грех умерщвляет, а Господь животворит. Вот так же ко Христу припадали люди во время Его земного шествования, может быть, не совсем осознавая и понимая, что осознаем и понимаем мы сейчас, но, тем не менее, ощущая от Него схождение благодати Божией. Конечно, многие приходили и радовались, потому что получали реальное вспомоществование. Это были мытари, грешники. Фарисеи, книжники – люди внешне благочестивые – не понимали, почему это так, и роптали: «Вот, сей человек великий, и вдруг с мытарями и грешниками ест, пьет». И Господь объяснял им, что, на самом деле, Он этих грешников и мытарей любит. Любит, не потому что они грешники, не потому что они в бесчинствах погрязают и умирают, а любит, потому что они желают уйти от этого греха и от этого бесчинства. Любит, потому что они каются, любит, потому что они желают преобразить свою жизнь и стать иными. Быть может, не у всех и не всегда получается так в каких-то обстоятельствах жизни, но то, что сердце направлено на это, Бог приемлет как сделанное дело. Поэтому таких людей Бог очень любит и именно поэтому объясняет все это фарисеям и книжникам в притчах, чтобы было понятнее. Рассказал о десяти девах, рассказал о блуднице кающейся, и рассказал о блудном сыне, который в свое время ушел из дома отца и расточил свое имение, живя блудно.

Конечно, очень выразительная притча, которая как раз говорит о том, как нас Бог любит, несмотря ни на что, несмотря на все наши злодеяния. В этой притче отец мог ничего не отдавать своему младшему сыну, потому что по еврейскому закону наследования это было возможно только после его смерти. Старший сын наследовал многое, а половину от этого наследовал младший. Но, вот, младший упрашивает отца отдать ему его долю, и отец соглашается. Через некоторое время сын уходит, все расточает и даже не знает, чем питаться, срывает ростки так называемого хлебного дерева Иоанна Крестителя, которые были в форме рожков, этими же рожками свиньи питались. И вот он вспоминает, что в доме его отца все совсем иначе – даже работники там питаются намного лучше и живут краше, поэтому он желает вернуться, осознав все, поняв. И как его встречает отец? С большой радостью и с любовью. Встречает, как будто ничего не было: всей вот этой размолвки, непонятного ухода из дома – ничего не было. Главное, вернулся сын. Любовь ничем не побеждается, если она истинная любовь, и если эта любовь исходит из сердца, которое причастно к Славе Божией. Потому что любовь, которая не основана на Христе, не основана на вере в него, обязательно разрушится. Почему? Потому что такая любовь причастна ко всему тленному, земному и в вечность не проходит. И когда разрушается все земное, разрушается и такая любовь. Но вот если человек верит от всего сердца и следует за Христом, то его любовь незыблема. И именно такая любовь желаема и для нас с вами.

Когда Христос говорит о Боге Отце и учит о том, как Он относится к нам с любовью, с милосердием, с терпением, это говорит о том, что и от нас ожидается то же самое и по отношению к Богу, и по отношению к людям особенно. Именно таким образом и созидается наше с вами преображение, таким образом мы становимся причастниками Славы Божией. А в чем это причастие и в чем слава нашего Бога? Вот смотрите, у апостола Иоанна Богослова в начале его Евангелия написано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога» (Ин. 1:1). Что же это за Слово? Это Сын Божий. Как ум рождает слово, так Бог Отец рождает Сына. Но это все было еще до творения мира. И вот, Бог творит небо, землю, все видимое и невидимое. И вот это Слово Божие вдруг воплощается здесь в уничижении, в каком только можно представить смирении. Не это ли Слава Божия? Действительно, Бог может все, даже здесь воплотиться и сделать так, чтобы наша природа была исцелена. Именно в этом смирении и есть слава Божия. Это, братья и сестры, от нас тоже ожидается. Если мы хотим стать причастниками Его славы, нам тоже нужно пройти через это смирение. Никому это непонятно. Обыкновенным людям непонятно даже то, что Бог любит грешников. Это было непонятно и старшему сыну, который, конечно, возроптал, но отец его увещевает и рассказывает, почему это так. «Ты и так со мною, и так все мое – твое, но вот вернулся тот, кто умер» (Лк. 15:31-32).

Грех умерщвляет, и мы знаем это с вами, опытным путем знаем, а животворит сам Бог, но животворит тогда, когда обретает в нашем сердце смиренное чувство. А оно рождается только в том случае, если мы имеем покаяние внутри. Так вот цель нашего земного шествования – прийти к этому смирению и к этому уничижению. Прийти опытным путем, как это ни странно. Потому что иначе нам не победить, наверное, нашу гордость и наше тщеславие. Старший сын тоже имел некоторую горделивость, и младший сын имел такую горделивость. Младший ее победил, не сам, но через обстоятельства. Кто подал эти обстоятельства? Бог. Бог желает спасения каждого из нас, и те обстоятельства, которые в нашей жизни есть, для того, чтобы мы научились быть смиренными, и в этом уничижении мы только и сможем стать причастниками Славы Божией. Потому странно, когда мы ропщем на своих супругов, на своих детей, что они такие-сякие, когда мы ропщем на свою должность, на работу, на обстоятельства жизни, на быт. Странно, что мы на это ропщем, потому что все это для того, чтобы мы спаслись, чтобы мы изменились. Но мы всем этим не пользуемся. Мы пользуемся всем этим для того, чтобы самих себя возвеличить, стать лучше и краше не внутренне, но только внешне. И это обязательно приведет к краху, потому что не на Христе основано. Поэтому очень важно, чтобы сегодня, услышав слово Божие в этой притче, мы потрудились и постарались смиренно все принять в этой жизни и по-настоящему изменить свое сердце, убрать оттуда гордость, тщеславие, все это бесчинство, смириться перед волей Божией. И вот тогда невообразимое приемлем, саму любовь Божию, которая никогда не угаснет и никогда не будет побеждаема ничем и никем, тогда мы станем причастниками Славы нашего Бога, станем с Ним одним целым и войдем в Его Царство. Аминь.