Страничка в православной сети Елицы Общины прихожан и братии Храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского г. Н. Тагил width=100

Православная социальная сеть

Проповедь в Неделю о мытаре и фарисее

Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаза на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! Будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 18, 9-14).

Дорогие братья и сестры! Сегодня в Евангелие мы слышали притчу о том, как два человека пришли в храм. Первым был фарисей, уважаемый в обществе человек, соблюдающий все правила и законы. Вторым был мытарь. Он собирал дань для поработителей. Два этих разных человека пришли в храм с одной целью — помолиться и покаяться. Очень различен внешний образ фарисея и мытаря. А внутренне что же происходило? Внутренне-то они были на самом деле не тем, что представляли из себя внешне. Фарисей, как мы видим, на самом деле начинает молиться и гордится тем, что он есть, тем что он делает: постится, отдает десятину. А мытарь совершенно иначе подходит к Богу - с осознанием своей немощи, греховности, с ощущением покаяния, никоим образом себя не выгораживая.

Покаяние выражено в его единственной просьбе к Богу: «Боже, милостив буди мне грешному!». Эта просьба исходит из его сердца, которое, как мы видим, лишено всякой похвальбы, тщеславия или гордости. В нем только один зов к Богу, чтобы Он его простил, был к нему милостив.

Господь заключает этот рассказ словами, что именно мытарь оправдан будет более, чем фарисей. Это побуждает нас сегодня более всего поговорить о покаянии, о том, как оно происходит в нашей с вами жизни. Ведь покаяние - это целый жизненный подвиг, и оно выражается именно в том, как мы живем и каким путем мы идем. Взять, например, мытаря — ведь нельзя сказать, что он сразу после этого решил оставить свою должность и ушел куда-нибудь в пустыню. Этого мы не знаем. Скорее всего, этого не произошло. Он вернулся к своему обычному делу, хотя он только что молил Бога о прощении, о нисхождении к нему. Говорит ли это о том, что далее он совершал что-то греховное и страстное? Нет. Он выполнял свои должностные обязанности, но при этом внутри имел большое смирение, действительное покаяние перед Богом в том, что он совершает неправильно и, надо думать, что в своей деятельности он старался придерживаться только того, что было положено ему и не более.

И это правильное совершенно поведение, поведение человека достойного, верующего, стремящегося к Богу. И вот наше с вами поведение в жизни должно быть точно таким же. Может быть обстоятельства нашей жизни складываются не совсем таким образом как бы нам хотелось бы, так давайте поимеем смирение, терпение. Может быть какие-то обстоятельства жизни нас таким образом сразу вдруг втискивают, что нам приходится поступать не совсем казалось бы хорошо для наших соплеменников, для наших родных или близких, для наши сотрудников, но тем не менее, если внутри нас находится действительное стремление к Богу, находится покаяние, то и этот путь может быть Богом оправдан. Очень ведь важно не то что внешне, а то что внутри нас деется. Вот потому, братья и сестры, на внешнее внимания чаще всего и не нужно обращать. Если мы даже видим человека совершенно наглядно внешне согрешающего, то не будем его осуждать, потому, что не знаем что у него внутри творится. Может он вот такой же мытарь, который оправдан Богом более, чем каждый из нас с вами. И это, братья и сестры, очень важно. Это и есть покаяние нашей жизнью, то есть если мы со смирением, терпением, доверием к Богу будем проводить нашу жизнь, это и есть покаяние, это и есть цело-жизненный подвиг наш, который уже никогда нас не оставит. И это будет правильная жизнь христианина.

Конечно стоит подумать и о том, каким образом мы внешне приходим с вами, например, к таинству исповеди. Ведь до сих пор, к сожалению, приходя мы перечисляем свои заслуги: я прочитал все каноны, я хорошо помолился, хорошо попостился. И ладно бы, если бы после этого вдруг пошли перечисления грехов, так ведь и этого часто не бывает. Братья и сестры, и в нашей жизни часто оказывается много того, что было описано у фарисея: похвальбы, горделивости, тщеславия. И это привносится в нашу духовную жизнь, и даже в покаяние, там, где мы уж точно должны были от себя отказаться, от всяких своих заслуг, от всего себя. Мы начинаем напротив себя выпячивать, показывать себя, какие мы есть хорошие, прекрасные. Даже такое внешнее поведение на исповеди, конечно, не верное.

Более того, мы должны думать о том, что таинство исповеди оно должно иметь свое время. Вот, например, сейчас совершается Божественная Литургия — это время радования. Мы пришли, чтобы благодарить, радоваться с Богом. Исповедь в это время совершенно неуместна. Когда человек не пришел на кануне вечером, не помолился, не поисповедовался, а во время Божественной Литургии думает о своих грехах, он не участвует в Литургии, потому что он не становится причастником брака, он все это время переживает свою греховность. Вроде бы хорошее состояние, но не вовремя.

Вот таким образом, братья и сестры, мы должны соизмерять все-таки и внешнее свое поведение и внутреннее свое состояние с уставом Церкви православной. Именно таким образом Церковь научает нас правильному виденью своей духовной жизни — через слово Божие, через конкретный устав, т.е. правило, которое должно войти в нашу с вами жизнь. И вот, если мы будем сообразовывать свою обычную жизнь, с правилами Церкви — это будет нам большой помощью в созидании своей духовности. Ведь для чего Церковь создана Богом? Именно для этого, чтобы все, что есть в Церкви помогало нам. А когда мы сами противимся установлению Церкви, даже в каком-то малом, то, конечно, это начинает нам вредить.

Вот потому, братья и сестры, на самом деле, готовя себя к Великому посту, а я бы сказал, готовя себя к жизни вечной, надо очень внимательно посмотреть на течение своей земной жизни. И сегодня то, что мы прочитали о мытаре и фарисее — это про нас с вами. И в том и другом случае. Но очень важно, чтобы отношение мытаря превалировало в нашей с вами жизни, не секундно, не одномоментно, здесь например, в храме, а всегда — чтобы именно такое наше отношение было к Богу и окружающему нас миру. И тогда внутри нас будет созидаться большое благоговение и мы не посмеем уже что-то преступить, какое-то установление или правило или заповедь Божию. Это само по себе будет нас сдерживать, мы будем по-иному жить, вот потому очень важно себя верно настроить. Этому учат все угодники Божии. Какую бы книжку мы не взяли, «Невидимую брань» или еще что-то, об этом написано. Каждое утро нужно себя настраивать верно на духовную жизнь. Вот так, братья и сестры, и мы постараемся с вами правильно себя настроить, чтобы верным путем прийти в Царство Божие.  Аминь. 

Иерей Олег Шабалин, настоятель храма во имя св. преп. Сергия Радонежского