Страничка в православной сети Елицы Общины прихожан и братии Храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского г. Н. Тагил width=100

Православная социальная сеть

Проповедь в неделю о Страшном суде

"Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в му'ку вечную, а праведники в жизнь вечную."  (Мф., 106 зач., XXV, 31-46)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! 

Сегодня братия и сестры, как и всегда в преддверии Великого Поста в православной церкви, мы назидательно читаем совершенно определенное Слово Божие. Это отрывок из Святого Евангелия, в котором Господь рассказывает о том, что наше отношение к ближнем – это наше отношение к Богу. Господь здесь говорит не только в том смысле, что отношение к ближним – это зеркало отношения к Богу. Должно быть совершенно естественно, то что если мы любим Бога, доверяем ему, живем по его заповедям, то мы с любовью привечаем человека. Здесь Господь более всего говорит, что научиться любить Бога можно именно через любовь к ближнему.

Не зря ведь Господь сначала иудейскому народу дает десять заповедей, которые совершенно говорят о внешнем делании – не убей, не укради – то есть внешне держи себя правильно, не прелюбодействуй и так далее. И только потом он начинает говорить о внутреннем характере нашей жизни. Через внешнее вполне возможно прийти к внутреннему. И это тот путь, через который нам можно и нужно поместить внутри себя Бога – Духа Святого – через внешнее делание. Именно поэтому все, что есть в церкви, оно в начале говорит о внешнем. Например, мы делаем поклоны совершаем подвиги поста. Но все это внешне, а что внутри? Мы должны прийти к внутреннему – правильному внутреннему устроению своего сердца своей души. И вот поэтому Господь сначала говорит нам о том, что подвиг наш здесь, в этом временном мире, внешнего  характера. Но его цель в том, чтобы внутри наше сердце, наша душа изменились полностью, чтобы далее в вечной жизни мы были бы уже своими, близкими к Богу, по настоящему близкими, даже одним  единым целым с ним бы стали. Вот поэтому здесь, в этой временной жизни, нужно постараться научиться любить. Вот поэтому Господь говорит: отойдите от меня те,  кто здесь, в этой временной жизни совершенно без любви относился к своему ближнему (не питал алчущего, не приходил к болящему, не посещал сидящего в темнице и так далее). То есть, если ты не имеешь Любви – начни делать дела Любви, только лишь дела, братия и сестры. И вот тогда Господь, видя твое старание, действительно даст тебе Любовь внутреннюю. Так говорят Святые Отцы не зря, они это делают по своему опыту. Они передают свой собственный опыт, который обрели в течение своей личной сокровенной духовной жизни. И так если мы сегодня, сейчас, еще не имеем внутри себя духовного побуждения к делам милосердия, к делам любви, в любом случае будем это делать для того, чтобы прийти к такому состоянию. Это наша с вами задача на самое ближайшее время. Задача достаточно сложная. Тем не менее, нужно встать на путь решения этой задачи. Цель ясна всем – когда мы привыкнем делать доброе, привыкнем относиться со вниманием к своему ближнему, вот тогда наше сердце растает, оно вдруг полюбит нашего ближнего и полюбит в конечном итоге и самого Бога. Самый важный итог нашей жизни – полюбить Бога всем сердцем, всей своей душой, довериться Богу всем своим существом. Чтобы прийти к такому итогу нужно действительно совершить подвиг – подвиг самоотречения, вот об этом Господь и говорит. Кто соединяется с Ним в царствии Его, в жизни вечной? Праведники. И Он так и говорит: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». На вопрос «Господи, когда»? Господь отвечает: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».

Видите, братия и сестры – все, что есть в нашей жизни, абсолютно все, направленно только к нашему спасению. Каждый ближний стоящий рядом с нами, ну или дальний, неважно, как мы его назовем – любой человек, для нашего с вами спасения. Только нужно верно к этому отнестись. Вот об этом сегодня повествует Святое Евангелие, о верном и правильном отношении ко всем процессам нашей жизни, к каждому человеку которого мы встречаем на своем пути. Научимся братия и сестры любить ближнего, полюбим и Бога. И тогда составим с ним одно единое целое. Другого пути нет. Потому-то братия и сестры Господь и говорит нам – что невозможно человеку, возможно Богу. Когда мы видим такой путь, мы можем прийти в уныние, потому что нам сразу же кажется что это невозможно, что это очень сложно, трудно. А Господь нас радует. Он говорит что Я рядом с вами. Говорит, что именно в вашей немощи совершается Моя сила. Видите что еще важное совершается – совершается проповедь Божия, проповедь Его доброты, Его Любви через нашу немощь. Потому что как только мы забудем про всякую свою невозможность и положимся на Бога, то обязательно все будет устраиваться. И мы точно сможем помочь каждому человеку, сможем его утешить, сможем правильно все понять, сможем все устроить, всех полюбить. Но только тогда, когда от себя отойдем и придем к нашему Богу. Аминь.

Иерей Олег Шабалин, настоятель храма во имя св. преп. Сергия Радонежского