Страничка в православной сети Елицы Общины прихожан и братии Храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского г. Н. Тагил width=100

Православная социальная сеть

Проповедь в Неделю о Страшном суде

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Читая Святое Евангелие, братья и сестры, мы видим, что раз от раза речь нашего Господа все более величественная, менее запутанная, более понятная, более простая, потому что, конечно, о том, что касается нашего с вами спасения не стоит говорить загадками. Христос говорит прямо, открыто о том, как это будет, как завершится этот мир, и как наступит мир будущий. И, самое главное, Он нам рассказывает, каким образом нам все это пройти и войти в то Царство, которое уже уготовано, даровано нам. Условием такого вхождения является наше внутреннее преображение, хотя Господь, как мы сейчас слышали, говорит, конечно, о делах внешнего характера. Того или иного человека приметить, напоить, накормить, утешить. Но ведь все эти дела милосердия исходят от милосердного, доброго, верующего, любвеобильного сердца, т.е. когда человек внутри преображен, то и внешние его дела соответствуют этому. Вот поэтому, конечно, речь не о том, чтобы только внешне поступать хорошо, а что там внутри неважно. Важно именно это. А как внутри? Для Царства Христова именно сердечное устроение и важно, потому что это Царство духовного характера. Это Царство не внешних физических отношений, а отношений именно духовных. Поэтому Христос направляет наш с вами взгляд на то, как устроить верно сердце свое. И тогда от сердца будут исходить и добрые слова, и добрые помыслы, и добрые дела. И вот тогда внешние дела, поступки будут рассказывать о том, какое сердце у человека.

Мы видим, что Христос говорит о Страшном суде. Страшный, потому что перед лицом Божиим. Страшный, потому что не всегда знаем, а как это обернется для нас. И уверенности здесь полной, конечно, быть не может, но, по крайней мере, мы можем себя подготовить. Когда мы идем на суд человеческий, то, конечно, готовим себя, чтобы защититься. Так и здесь. Нужно понимать, что Христос смотрит в самое сердце, и никакие хитросплетения уже не помогут, а поможет только устроение нашего сердца. Поэтому в течение жизни нужно обратить внимание на устроение этой защиты, на то, чтобы сама наша жизнь, наши помыслы, наши действия и слова были нам защитой и направлением в Царство Христово.

Мы видим, что по слову Божьему Его суд, который Он называет Страшным, будет разделен по времени, он не будет единовременный сразу и для всех. Для кого-то, видимо, это совершится немножко пораньше, потому что Христос в другом месте Евангелия говорит, что будут такие люди, с верным духовным устроением, которые не пойдут на суд, а сразу придут к жизни (Ин. 5:24). Значит, такой суд, о котором Христос говорит, не будет всеобщим. Но чтобы так прийти от смерти сразу к жизни, минуя суд, нужно, конечно, много потрудиться здесь. А какой это труд, мы видим. Он, конечно, вешнего характера всегда, но через это внешнее нужно обретать внутреннее. Нужно учиться через отношения к нашим ближним внутри себя созидать духовность, преображать себя. Потому что не это важно, что мы кого-то накормили, кого-то напоили, а важно, почему мы это сделали. А должны мы это сделать, потому что по-иному не можем. Сердце наше болеет о каждом человеке, сердце наше любит, сердце наше милосердное – именно поэтому мы не можем пройти мимо неправды, мимо трудностей и скорби какого-то человека. Для нас все это как вызов, для нас все это как послушание. Поэтому Христос говорит о делах внешних в отношении внутреннего нашего устроения, именно поэтому Он первую свою проповедь начал с того, что внутри у человека (Мф. 4:17). Вот поэтому, братья и сестры, внешние труды должны обязательно преображать нас внутренне.

Каким образом обрести смирение? Каким образом обрести терпение? Каким образом полюбить? Все это возможно через внешнее делание, но только тогда, когда мы при этом начинаем трудиться еще и над внутренним, убеждать себя и побеждать себя, побеждать все отрицательное в себе, греховное и страстное. Вот тогда наша внешняя жизнь будет нам в помощь. Нельзя жить только по плоти и при этом никак не трудиться духовно. Тогда нам точно смерть. А вот как трудиться духовно? И вот здесь очень важно понимать: это как раз тот случай, когда один в поле не воин. Бес, сатана – это очень сильный враг. Он побеждает того, который отбивается от всех, который становится одиночкой. А одиночкой мы становимся часто почему? По нашей гордости, самолюбию, тщеславию. И такой человек гибнет. Вот поэтому Христос убеждает нас стать одним целым. Вначале это может быть внутри семьи, потом внутри Церкви, а потом и в целом. Каждый христианин нам брат. А не христианин? Тоже брат и тоже сестра. Так нужно относиться к каждому человеку, ибо наша любовь должна быть не только к тому, кто рядом с нами и благостен для нас и приятен, но и к любому другому человеку, потому что наша задача любому человеку помочь преобразить свое сердце. Ведь мы же понимаем, что, если человек злой, если нетерпеливый, если человек раздражительный, он не сам по себе такой. Это его обманули, это его закрутили все эти силы злобы поднебесной. А наша-то борьба против них, а не против человека. И вот чтобы их победить, надо помочь этому обманутому человеку прийти в правду и истину. И тогда они будут побеждены, потому что они не увидят поле для своей деятельности, его просто не будет. Ах, эти христиане! Опять они того и этого исправили! Но прежде-то нужно себя исправить. Вот поэтому Христос говорит каждому из нас: «А напоил ли ты? А накормил ли ты?» В каком это смысле? В смысле своего духовного преображения, конечно. Ну, а потом и в смысле духовного преображения каждого, кто нас окружает. Ведь то, что мы в себе созидаем, должно обязательно изливаться на тех, кто окружает нас. Так и Сам Господь действует. Он Свою любовь, Свою милость не в Себе держит, потому что Ему так хорошо, а изливает на всех нас, и такое же послушание дает нам. Мы не должны быть эгоистами. Если Господь дает нам милость Свою, и мы это видим, ощущаем, если дает Свою любовь, и мы это тоже знаем и ощущаем, не держим это в себе, отдаем это дальше и дальше. И любовь Божия должна произливаться через нас на других людей. Вот тогда будет созидаться очень прекрасное – мир здесь на земле, находящийся уже в Царствии Божием. Вот когда таким образом будем действовать, забывая про себя, тогда и будет созидаться единство, и тогда никто, ни один человек не отобьется в своей гордости и тщеславии и не погибнет. А за каждого человека не у Него, Христа, ответственность, а у нас с вами. Приняв от нашего Господа послушание, став Его учениками, мы идем и проповедуем.

Помните, Христос посылал своих апостолов? Сначала двенадцать, а потом, как в Евангелии сказано, семьдесят учеников посылает в другие галилейские города, чтобы они приготовили людей для последней проповеди Христовой. Не везде Христос успевал прийти, но Он посылает Своих учеников. И как Он им говорит? «Не берите с собой ничего: ни вторую одежду, ни сумку» (Лк. 10:1-11). Вот так, доверяя Богу, нужно идти по жизни. И вот тогда, преображаясь сами, мы будем помогать преображаться другим. Аминь.