Страничка в православной сети Елицы Общины прихожан и братии Храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского г. Н. Тагил width=100

Православная социальная сеть

Проповедь в Неделю св. преп. Иоанна Лествичника

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В эти дни, братия и сестры, вчера и сегодня, мы читали во Святом Евангелии  историю о том, как Господь исцелил человека, больного глухотой и немотой. То есть человека,  который не мог слышать и не мог говорить. Но это две совершенно разные истории с разным исходом. И если вчера мы прочитали как это произошло - человек не мог говорить, не мог слышать, мы не знаем о причинах этого - он просто по слову Божьему исцеляется. То в сегодняшней  истории мы слышим о причинах, почему так произошло. Оказывается, нечистый дух присутствовал в этом человеке. Именно поэтому, как рассказывает отец, этот дух с детства ввергал его и в огонь, и в воду. И где только не побывал сын этого человека, потому что дух нечистый владел им. Господь и его исцеляет от глухоты и немоты. Еще мы видим, что в начале этот человек привел своего сына не к самому Христу, а к его ученикам, которые совершенно ничего не могли сделать - они не могли исцелить этого болящего. И потом апостолы наедине спрашивают Спасителя о причинах - почему так вышло? Господь тогда говорит о том, что род духов злобы поднебесной изгоняется только постом и молитвой. 

Речь, конечно, идет о качестве нашей с вами жизни. Молитвенный настрой – это значит всегда быть «на одной волне» с Богом, в постоянном общении с Ним. Или, например, пост. Здесь тоже речь идет, конечно, о качестве поста. То есть о воздержанности более всего. Воздержании чрева, воздержании своих чувств и эмоций -  это тоже всегда должно присутствовать в нашей с вами жизни. Если человек таким образом прибывает в своем земном существовании, он уже более свободен от уз плоти. И тогда духовно он сможет более возвыситься, более приблизиться к Царствию Божию потому, что плоть ему мешать уже не будет. Вот, потому то  и пост, и молитва - это те качества жизни, которые всегда должны присутствовать внутри нас.

Такой человек прозревает духовно. У него открываются внутренние очи, он начинает понимать волю Божию, начинает следовать ей. И самое главное — у него отверзается слух. Он начинает слышать слово Божие, понимать его, и действительно приносить его в свою жизнь. Вот о чем здесь говорит Господь. И конечно, когда мы такую жизнь будем иметь: в посте, в молитве, то тогда никакие силы злобы поднебесной не смогут нами овладеть, нас привести в рабство, в свои узы. И те, кто находятся рядом с нами - они тоже смогут иметь свободу от такого рабства. Ведь Господь пришел, чтобы нас освободить, чтобы нас сделать свободными, а мы сами себя сковываем, сами себя приводим в эти узы. Конечно, это сказывается не только на нашей духовной жизни. Но и на физическом уровне – мы начинаем болеть. Потому, что человек сразу же разрушается именно от того, что он не живет по слову Божьему, а отдает себя в руки совсем иным силам. 

Очень часто можно услышать «А как полюбить Бога?». Всегда этот вопрос на исповеди задается, так или иначе. А полюбить-то ведь очень просто: мы слышим, как святые отцы говорят  нам: «Хочешь полюбить - делай дела любви». Так же и в отношении Бога. Какие это дела? Дела послушания- будем его слушаться. А что нам делать, чтобы его слушаться сказано во Святом Евангелии. Там написано, что нам нужно делать; что нужно поменять внутри себя - все там написано. Если мы будем следовать этому слову, будем проявлять такое послушание, то сможем воспитывать любовь к нашему Богу. А  если будет любовь, то будет и воздержанность. Тогда в нас будет присутствовать и молитвеность, потому что мы уже не сможем пребывать в жизни без общения с Богом. Тогда в нас будет пребывать самое главное наполнение в нашей жизни -  духовное наполнение - это любовь. 

Есть, например, в Евангелии заповеди. Мы все с вами знаем их. Но если это для нас просто закон - свод каких-то догматов, который надо обязательно исполнить - он и превратится для нас в сухую, мутную букву закона, ничем не наполненную и не к чему не приводящую.  Мы будем жить по этому закону, исполнять его, но ничего на самом-то деле в нашей жизни не изменится. А ведь самое главное и важное - наполнить этот закон духовно. Наполнить его своей любовью. Важно ведь еще не то, как мы живем, а с чем мы живем внутри. И если мы именно с любовью стремимся к нашему Богу, стараемся жить по Его слову, тогда только это будет нам на пользу. И Христос именно об этом в Евангелии и говорит. Что качество нашей жизни изменится только тогда, когда мы изменим свое отношение. Ведь он говорит о посте и молитве не внешнего характера. Он всегда говорит о духовной составляющей. О том, чем мы должны наполнить свою жизнь. И вот об  этом наполнении, братия и сестры, все труды нашей с вами жизни. И, конечно, мы более всего молимся о том, чтобы Господь не оставлял нас, как сказано в Святом писании - чтобы Он всегда был с нами. Чтобы наше сердце всегда чувствовало, что с нами Бог!

Аминь.

 Иерей Олег Шабалин, настоятель храма во имя св. преп. Сергия Радонежского