Страничка в православной сети Елицы Общины прихожан и братии Храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского г. Н. Тагил width=100

Православная социальная сеть

Вера в Бога и верность Его Церкви. Проповедь на Евангелие от Матфея (19: 16-26)

Находясь в храме Божием, мы с вами должны четко представлять, что во все времена, начиная с ветхозаветной скинии, храм представлял видимый символ веры в Бога и стремления к Нему. Храм всегда имел в себе не только вечность, но и видимое, узнаваемое. В настоящее время храмы строятся в разных формах – креста, корабля. Все это говорит о том, что мы с вами стремимся к нашему Богу, Христу Распятому на кресте и Воскресшему. Поэтому мы с вами часто воспринимаем нашу жизнь как бушующее море житейское, потому что ко Христу нельзя прийти иначе, чем как через трудности и скорби. И плавание по этому морю возможно только на крепком корабле, который и есть Церковь Христова.

Именно поэтому форма корабля говорит о том, что пребывание в храме является спасительным. И только пребывание в Церкви будет спасительным для нас. Именно поэтому, когда мы с вами соборно собираемся здесь для молитвы, мы молимся о спасении все вместе, понимая и осознавая, что только в единстве есть спасение и только пребывание в Церкви Христовой может являться спасительным. Поэтому важно ,чтобы мы укрепляли свое сердце именно в этом, старались идти к единству, старались не отпадать от Церкви, как бы сложно и трудно не было. Конечно, и у Церкви Христовой бывают нелегкие времена. Мы с вами знаем, что уже в первые века христианства Церковь была гонима вплоть до мучительной кончины ее членов. Но тем не менее христиане оставались внутри Церкви Христовой.

Братья и сестры, мы должны быть с Церковью и тогда ,когда Она в славе торжествует здесь на земле, и когда она видимым образом попирается. Всегда, всюду, во все времена, в любой ситуации мы должны быть чадами Матери Церкви. И мы должны понимать, что находящее в Церкви установлено нашим Богом и именно поэтому Церковь называется Церковью Божией, ее корень, основание – сам Христос. И это означает, что все, что здесь присутствует, все таинства установлены Богом – все это имеет начало в Христе Спасителе. Потому, пребывая в Церкви, нужно очень внимательно пользоваться ее достоянием.

Потому что это достояние отдано нам для нашего спасения. Это означает, что у нас с вами есть все необходимое для спасения. Христос говорит об этом всегда, везде и всюду.

Сегодня мы с вами читали Святое Евангелие, в котором ко Христу подошел юноша с вопросом о спасении: что нужно сделать, чтобы спастись (Мф. 19: 16-26).

Мы помним, когда Христос начал проповедовать, он говорил о новом отношении к тому, что знали иудеи. Но здесь ничего нового Христос говорить не стал. Напротив, взгляд этого юноши Он обратил на то, что уже было известно. Ты, говорит Он, знаешь заповеди, их и соблюдай. Мы тоже знаем эти заповеди, которые были даны еще израильскому народу на горе Синайской через Моисея.

И первая из Десяти заповедей гласит, что Бог у нас Один и не будет у нас богов иных, кроме Бога нашего. Это оказалось самым трудным для этого юноши. Он вроде сказал, что сохранил все это от юности своей.  Но на самом деле было в его жизни кое-что иное, кроме Бога. Это его достаток, достояние, то, что его держало, чему он служил, от чего не смог оторваться. Когда Христос стал говорить о совершенстве, о том, что можно быть еще более совершенным, и для этого достаточно отказаться от всего и следовать за Христом, юноша отошел от Него, скорбя в сердце своем. Он невнимательно относился к тем заповедям, которые, как ему казалось, он сохранил в сердце.

Вот так и мы имеем все для нашего спасения, нового ничего нам не надо. И мы помним, как в своей притче о богаче и Лазаре Христос также говорит о том, что есть необходимого для нашего спасения, но мы очень невнимательно к этому относимся.

У нас есть Святое Евангелие, мы его читаем, но читаем сквозь строки. Мы не видим ту суть, которую Христос принес в мир. Именно поэтому Евангелия нам бывает недостаточно, нам уже нужны разъяснения тех или иных, добросовестных и не очень людей. К сожалению, в этом множестве толкований и объяснений мы можем запутаться, и это большая опасность нашей Церкви. Именно поэтому Церковь призывает нас с большим вниманием и благоговением относится к тому, что уже в Ней есть. Это и Священное Писание, и Священное Предание, которое заключено как в Святом Евангелии, так и в святоотеческих творениях. В этом – деятельный путь ко спасению, но деятельным он становится тогда, когда мы принимаем его в свою жизнь. Ведь спасительное может быть рядом, но может не войти в наше сердце, в нашу душу, в нашу жизнь. Так случилось с евангельским юношей. Заповеди были рядом, он даже говорил, что их сохранил, но они не вошли в его жизнь. Они не стали для него спасительными. Поэтому сердце его заскорбело, когда Христос стал говорить о жертвенности, о том, что важно в деле спасения – о самопожертвовании, отречении от себя.

Ученики Христовы тоже пришли в некоторое недоумение и даже были искушаемы страхом: А как же спастись? И этот вопрос они задают Христу: кто же тогда может спастись? Действительно, каждый из нас с вами отчего-то в этой жизни не может отказаться, просто потому что мы стали рабами страстей и грехов. И Христос дает ответ на этот непростой, насущный вопрос: Что человеку невозможно, возможно Богу.

Здесь Христос указывает, что на первое место в деле нашего спасения выходит вера в Бога, доверие Ему всей своей жизни. Даже если мы не в силах побороть в себе привязанность к какой-либо страсти, даже если мы не в силах стать святыми и очистить свое сердце до конца, мы можем сделать самое важное и самое главное – поверить. Сегодня приходится говорить, что и среди христиан бывают неверующие и даже неверующие священнослужители. И это все следствие невнимательного отношения к тем дарам, которые дает нам Христос.

Поэтому мы сегодня должны ревностно вернуться к наследию, которое есть в Церкви. Не стремится к новому, но вернуться к тому, что уже есть, внимательно это не просто изучить, но впустить в свою жизнь и жить так – по Писанию и Преданию нашей Церкви.