Страничка в православной сети Елицы Общины прихожан и братии Храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского г. Н. Тагил width=100

Православная социальная сеть

Любимцева Г. В. С любовью к России по заповедям Божиим

Десять Заповедей Божьих. Они охватывают всю жизнь и одного человека, и семьи, и любого коллектива, общества, всего человечества. Жить по ним - это значит бороться со страстями своей души, что очень нелегко. И лишь очень не-многие достигают святости, живя по этим Божьим Законам.

До 1917 года в России была духовно-нравственная идеология. В основе жизни семьи лежали все те же библейские заповеди. После падения самодержавия (все держалось само на этих десяти заповедях) произошел явный сбой. Причина всех человеческих падений и несчастий – в отходе от опыта и заветов предков. В прежние времена первые четыре заповеди, касающиеся взаимоотношения человека с Богом, а также первая новозаветная заповедь о большей любви к Богу, чем к себе, были у каждого человека и у каждой семьи приоритетными. Только они ока-зались в большинстве семей просто изгнанными. Все счастливые семьи, как гово-рил Л. Н. Толстой, счастливы одинаково. Значит, что-то единое делает семью сча-стливой? Что же это?! Жизнь по законам Божьим, когда личные интересы соотно-сятся с интересами всех членов семьи и государства.

Есть ли в нашей христианской цивилизации идеальный образец семьи, при-мер достойный для подражания? 

Есть! Это семья последнего русского Царя Николая II, в которой не только супруги, но и все их дети стали святыми – образцом христианской жизни по ЗА-ПОВЕДЯМ БОЖЬИМ.

Семья, в которой ВСЕ – и муж, и жена, и пятеро детей – все без исключения причислены к лику святых. Царская семья была богатейшей в мире, но эту семью отличало сердечное, внимательное отношение к простым людям, безразличие к роскоши и своему высокому положению, ответственное трудолюбие и духовная высота. И все это основывалось на глубокой православной вере. 

На всю жизнь сохранил в своем сердце Николай Александрович завет дер-жавного отца Александра III: «Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства».

Если почитать опубликованные дневниковые записи Императрицы Алек-сандры Федоровны, то становится очевидным, что в основе их домостроительства была положена точно предписанная духовная иерархия: муж (отец) находится в послушании Богу. Он – глава, кормилец и защитник семьи, обладающий безус-ловным нравственным авторитетом. Жена находится в послушании мужу. Она - помощница ему, заботливая супруга, нежная мать и добросовестная хозяйка. Дети воспитываются в послушании и уважении к старшим и воспринимаются родите-лями как дар Божий. Таков был семейный патриархальный уклад последнего рус-ского Царя и Царицы. К чему привело их отношение к браку как к святыне? Царь Николай II и Царица Александра Федоровна были очень счастливы в браке, что очень редко встречается среди супружеских союзов царственных особ. С каждым годом их любовь друг к другу крепла, взаимоотношения наполнялись все большей мудростью. Царская чета понимала, что супружескую любовь надо взращивать, над ней надо трудиться. Царица писала: «Любовь не вырастает, не становится великой и совершенной вдруг и сама по себе, но требует времени и постоянного попечения».

Сама Александра Федоровна была редкой матерью. Прежде чем воспиты-вать детей, необходимо воспитать себя – это один из главных принципов воспи-тания в Царской семье. Родители должны быть такими, какими хотят видеть своих детей. Для государыни во взаимоотношениях с супругом очень важными были терпение, взаимное внимание, единство интересов, удерживание от ссор, то есть постоянная работа над собой. Дети видели все это, понимали и ценили. Они росли в атмосфере любви и уважения родителей друг к другу. Все, кто знал эту семью, единодушно отмечают, что Царевны были хорошо воспитаны, скромны и никогда не выставляли напоказ своего высокого звания. Со всеми они были просты, лас-ковы, вежливы. Дети были послушны матери не столько из страха наказания, сколько из страха огорчить ее.

Царица была строгой матерью. Она не допускала, чтобы дети праздно про-водили время, они всегда были заняты – будь то учеба, рукоделие, спорт, прогул-ки, игры, чтение. И этот навык очень пригодился им, когда семья находилась под арестом в Царском Селе, в заключении в Тобольске и в Екатеринбурге. Великие княжны с отцом и преданными слугами разбили огород в Царском Селе и в То-больске, пилили дрова, строили горку, занимались рукоделием, ставили домашние сценки и, что самое поразительное, – не прекращали обучения.

В повседневной жизни они получили «спартанское» воспитание: спали на походных кроватях, почти без подушек и мало покрытые. Холодная ванна по ут-рам. Платья старших девочек переходили к младшим «Долг родителей - подгото-вить детей к жизни, к любым испытаниям», – рассуждала Государыня. Она не прятала детей от жизни. «Кроме красоты, в мире много печали» - ее слова. Мило-сердие и благотворительность были не пустыми словами в их семье. Они участво-вали в благотворительных базарах в пользу туберкулезных больных. Государыня очень заботилась о нравственном воспитании дочерей. Строго следила за выбором книг, которые они читали, стремилась ограничить общение дочерей с девицами высшего света, боясь их дурного влияния. Смрад порока не коснулся их даже в заключении, когда похабники-караульные пытались оскорбить чистоту юных девушек.

Умная и строгая Александра Федоровна воспитывала своих дочерей и как будущих женщин, хранительниц домашнего очага. Царевны вышивали, шили ру-башки, гладили белье.

Александра Федоровна видела и недостатки своих дочерей. Дети в царской семье, как и в других семьях, ссорились, но мать с любовью и твердо учила детей бороться со своими недостатками, превращать их в достоинство.

Царские дочери были воспитаны патриотами своей родины. Между собой говорили только по-русски, любили все русское. Девочки хотели выйти замуж только за русских.

А в годы мировой войны царица Александра Федоровна вместе со своими старшими дочерьми Ольгой и Татьяной в течение трех лет служили в лазаретах как простые сестры милосердия… Уникальный случай в истории. На такой само-отверженный подвиг могло решиться только сердце, наполненное христианской любовью: жизнь раненых стала их жизнью, над ними они склонялись с глубокой любовью и нежностью, у их изголовья проливали слезы сострадания, из-за них часто не спали ночей, смертью кого-либо из них глубоко огорчались, выздоровле-нию радовались со всей силой своих впечатлительных душ. А своему отцу слали на фронт письма, полные любви.

30 июля 1904 года родился наследник цесаревич Алексей с наследственной неизлечимой болезнью – гемофилией, которая заключается в несвертываемости крови. При любой, даже ничтожной ранке ребенок мог умереть от кровопотери. Каким он был по воспоминаниям окружающих его людей – родных и близких – все это в письмах, дневниках, отзывах очевидцев.

«В душе его не заложено ни одной порочной черты…», «Это был изуми-тельно красивый мальчик… Алексей Николаевич действительно обещал быть не только хорошим, но и выдающимся русским Монархом…». Золотое сердце Рос-сии… «Когда я буду царем – не будет бедных и несчастных. Я хочу, чтобы все были счастливы», - говорил Цесаревич.

Для своих детей царь Николай II был одновременно царем, отцом, товари-щем. То тем, перед которым почтительно склонялись министры, высшие духовные иерархии, великие князья и их мать; то отцом, сердце которого с такой добротой раскрывалось навстречу их заботам или огорчениям; то, наконец, тем, кто вдали от нескромных глаз умел при случае присоединиться к их молодым забавам. 

Предсказателей кончины рода Романовых было большое множество, но по словам самого Государя: «Нет такой жертвы, которую я бы не принес, чтобы спа-сти Россию». 

Неоднократно Император Николай II обращался к известному батюшке и провидцу Иоанну Кронштадтскому. При последнем приезде святой на его вопросы ему ответил, что есть только три пути для него: уехать за границу, оставить все и стать странником, оставаясь в России, или стать мучеником. Император выбрал путь мученика, вот откуда у него полное непротивление злым разрушительным силам, так как он заранее знал свой путь и будущее России. Это было полное смирение перед волей Божией, а не бесхарактерность, как клевещут на него люди противления.

Остановимся на словах протоирея Александра Шаргунова, в которых идей-ный смысл поступка Государя выражен столь ясно и четко: «Когда в силу страш-ных обстоятельств («кругом измена, трусость и обман») стало ясно, что он не сможет исполнять долг Царского служения по всем требованиям христианской совести, он безропотно, как Христос в Гефсимании, принял волю Божию о себе и России. Вся дальнейшая жизнь Государя – это восхождение на свою Голгофу ради будущего России, во исполнение воли Божией. Вспоминаются в связи с этим слова Христа Спасителя: «Нет большей той любви, как если кто положит душу свою за люди своя» (Иоанн 15,13). Не случайно вся семья, осознавая неизбежность расправы над ними, исключала всякую возможность покинуть Россию. Из заточения из Тобольска царица писала знакомым о своих детях: «Такие храбрые и хорошие и никогда не жалуются».  Но дети не только не жаловались, а заботой и улыбкой поддерживали своих родителей и всех окружающих.

В годы страшных испытаний жизнь по заповедям Божьим помогла этому маленькому семейному кораблю держаться на плаву, поддерживая и оберегая друг друга. А Господь даровал им свою последнюю милость – дал возможность не разлучиться перед земной кончиной и умереть всем вместе в одно время. Теперь они святые, но прославил их не Синод, а народ своим покаянием. За Россию идет постоянная молитва огромного количества святых, в числе которых вся Царская Семья. А значит есть шанс и нашей современной семье выжить и выстоять не-смотря на все кризисы, реформы и непродуманные законы.

Если каждый из нас возьмет за образец идеал семьи царственных мучеников жить с любовью к России по заповедям Божьим, вот тогда будет крепка и наша семья, и наша Держава.

 

Любимцева Г. В. 

педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ДДТ, 

г. Нижний Тагил.