Страничка в православной сети Елицы Общины прихожан и братии Храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского г. Н. Тагил width=100

Православная социальная сеть

Проповедь в Неделю 16-ю по Пятидесятнице

     Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь! 

      Всегда, братья и сестры, очень благостно слышать Слово Божие, которое направлено нам в наставление, и нельзя не умилиться тем, как Господь назидает нас – по-отечески терпеливо, очень милосердно, всегда приводя примеры, которые нам понятны. Вот мы сегодня прочитали отрывок из Евангелия, в котором Господь рассказывает самую обычную притчу, ту ситуацию, которая могла в действительности сложиться. Когда один господин уезжал из своего дома, то призвал трех своих рабов. И одному дал пять монеток, другому – две, а третьему – одну. И вот двое первых так потрудились, что к моменту возвращения своего господина приумножили эти дары вдвое. Тот, которому было дано пять талантов, принес целых десять, кому было дано два, принес четыре. А вот тот, кому была дана всего одна монетка, просто зарыл ее в землю, скрыл. Может быть, боялся, что потеряет, и спрятал на всякий случай, так как знал, что его господин достаточно жестокий. И вот когда господин вернулся, третий раб отдал ему обратно одну эту монетку. Господин разгневался: «Ну как же так, ты же знал, что я такой. Почему же ты не потрудился, чтобы не просто сохранить эту монету, а вернуть мне ее с лихвой, с приумножением?» И отдал нерадивого раба истязателям. А эту монетку дал тому, кто имел 10 монет. Вот так, братья и сестры, Господь отечески наставляет нас к тому, чтобы мы очень бережно относились к тем дарам, которые Он дает нам. Конечно, самый важный и главный дар, которым Господь нас наделил, это дар нашей жизни, нашей души. И вот что интересно, этот дар действительно драгоценный, потому что наша душа бессмертна, она живет всегда, будет жить вечно. Но вот зачем нужно трудиться над этим даром? И вообще, какие усилия нужно прилагать для того, чтобы этот дар приумножить? Это ведь очень важно. А оказывается, этот дар можно потерять. Видите, мы можем не просто лишиться чего-то мелочного, незначительного, а потерять самый главный дар, дар жизни, дар нашей души. И потерять его очень просто, потому что на данный момент наш дар, данный Самим Господом, уже находится в очень загрязненном состоянии, и конечно, его нужно очень много очищать, чтобы он принял хотя бы первоначальный вид. А ведь нам не только это нужно, нам еще нужно приумножить его. Что это означает? Вот мы с вами все знаем, что нам дан дар жизни вечной и он при нас, и что дальше? Как мы видим из Священного Писания, жизнь вечная может разделиться на два пути: либо мы вечно пребываем со Христом, нашим Господом, либо целую вечность пребываем вдали от Него. Мы прекрасно знаем, как плохо без Бога. Здесь, на земле. Как плохо, когда мы Его не ощущаем, как плохо, когда мы не видим, где Его воля, где Его спомоществование, а где действует сила вражия. Так вот, целую вечность мы будем вообще пребывать без Него. Всегда. Без Его любви, без Его помощи, без Его поддержки. Господь оставит нас наедине с самими собой. Как же это будет страшно!.. Потому что мы не сможем справиться с тем, что нас будет бороть. И тогда мы окажемся по-настоящему в руках у нашего врага, и он сделает с нами все что захочет. И нам будет это страшно, потому что мы будем все это осознавать. Ну а другой путь – это вместе со Христом, с Его любовью, с Его жизненностью, с Его радованием. И вот, конечно, если мы желаем пребывать вот так, в соединении с нашим Господом, то нужно потрудиться, потому что наш дар, дар жизни вечной, дан не безусловно. Нам нужно понимать очень четко и ясно, что мы можем его лишиться. Видите, человек, который просто сохранил монетку, в конечном итоге ее лишился, хотя принес господину целой. Так вот, братья и сестры, нам не только нужно сохранить нашу душу, нам нужно приумножить таким образом ее состояние, чтобы она смогла войти в Царствие Божие. Как это сделать, сказано в Священном Писании. Там написано очень парадоксально: «Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф 10:39). Вот как интересно. Оказывается, чтобы спастись, то есть приумножить дар нашей души, нужно ее погубить. Погубление нашей души – оно, конечно, не в том смысле, чтобы в действительности опустить ее во власть греха, а в том, чтобы даже и не помышлять о ней, а больше помышлять о душах людей, которые нас окружают. То есть на самом деле наша душа очистится и приумножится тогда, когда мы будем думать не о ней, а о других, о том, как бы помочь тем, кто рядом с нами. Помочь не только в плане нашего земного быта, но более того, помочь именно в плане вечного существования. И вот когда мы таким образом будем жить и мыслить, тогда наш дар будет приумножаться. Вдвое, втрое, вдесятеро, во много-много раз. Наша душа будет очищаться, и тогда мы сами удивимся, потому что увидим, что не просто сохранили ее, а оказывается, она выросла, стала больше, сильнее и в ней много всего вмещается и вместится целый Святый Дух. Вот насколько это будет удивительно. Но чтобы нам так удивиться, необходимо потрудиться. И потрудиться именно с теми, кто рядом с нами. Господь же говорит: «Как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф 25:40). Вот так, братья и сестры, оказывается, наш труд состоит в том, чтобы помогать тем, кто рядом с нами, помогать во всем. Конечно, первостепенно – это наша семья. Господь соединил воедино двоих и дал им чад для того, чтобы они вместе вошли в Царствие Божие. И вот, конечно, на первом месте должна быть наша семья. Мы должны думать о том, как бы было хорошо нашей жене, нашему мужу или нашим детям. Как сделать так, чтобы им было благостно здесь, на этой земле, но более всего как бы им было благостно в отношении духовном. Вот поэтому мы всегда должны заботиться о том, чтобы наш супруг, наши дети духовно возрастали. А конечно, чтобы это происходило, нужно самим духовно расти. Вот так одно с другим связано. Невозможно помочь другому человеку, пока ты сам находишься во власти греха и страстей. Вот поэтому, если мы в действительности желаем исполнить послушание Божие, нужно вначале все-таки очисть свое сердце, привести себя в нужное состояние, чтобы смочь помогать другим людям. Но заботясь о своем состоянии, мы не должны держать в мыслях тот факт, что это состояние может нас привести в Царствие Божие. Уловите эту мысль. На самом деле, заботясь о чистоте своего сердца или о бессмертии своей души, мы таким образом должны помышлять о других людях. Мы это все делаем не для себя, а для того, чтобы помочь другим. И как только наше сердце пришло в нужное состояние, все, сразу же бросаемся на помощь другим. И даже если этого пока не произошло, мы же знаем, что Господь говорит в Священном Писании: «Человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф 19:26). И это тоже наш труд. Святые отцы учат: если в нас чего-то не хватает или вообще нет, постараемся вообразить, что бы мы сделали, если бы у нас это было. Вот, например, в нас нет любви. Что бы мы сделали нашему ближнему, если бы эта любовь все-таки была в нашем сердце? И просто начать это делать. И когда мы начнем творить такие дела, дела любви, пока ее еще не имея, то обязательно Господь вселит эту любовь в наши сердечки. То есть, оказывается, никогда не нужно останавливаться, даже если в нас этой любви пока нет. Даже если в нас пока еще маленькая вера, даже если совсем еще нет терпения, все равно надо трудиться, осознавая, что такие труды обязательно приведут к духовному совершенствованию. Вот так, братья и сестры, мы должны шествовать по этой земле, помышляя о других, заботясь о том, чтобы им было благостно и хорошо, чтобы каждый, кто нас окружает, обязательно вошел в Царствие Божие, и вот так помышление о других приведет к тому, что Бог будет помышлять и промышлять о нас самих. Аминь.

 Иерей Олег Шабалин

20.09.2015