Страничка в православной сети Елицы Общины прихожан и братии Храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского г. Н. Тагил width=100

Православная социальная сеть

Протоиерей Димитрий Меньшиков. Семья в свете христианской традиции

Мы с вами живем в особое время, время исторического перелома, когда традиционные ценности нашего народа были практически утеряны, либо поддались сильной мутации в ходе «эксперимента», во время которого многим здесь сидящим пришлось жить. Как известно, с точки зрения осмысления своего исторического бытия, существуют два типа цивилизации – гедонистическая и сотирологическая. 

Первый тип, гедонистический, выражается в стремлении общества максимально комфортно устроится в земной жизни, используя ресурсы, проявляется всё более возрастающее стремление к получению наслаждения. Например, в древности такой цивилизацией несомненно была Римская Империя. Сейчас можно отметить современные западные страны, где главной идеей земного существования становится общество потребления.

Сотирологический же тип выражался в «уповании человека на вечность», в стремлении эту, земную жизнь использовать как подготовку к вечной жизни, где от временной жизни зависела участь в вечности. Например, в древни времена такими цивилизациями были: Шумерская, Древний Египет, Индия. Несомненно, таким обществом была и наша Русская христианская цивилизация. Мы же с вами находимся на переломе этих двух тенденций. Конечно же, и институт семьи в этих реалиях воспринимается по-разному.

В современном обществе ценности семьи практически отсутствуют, потому что семья понятие либо криминализированное, т.е. представляющее из себя название некоего сообщества преступников, либо считается каким-то эфемерным союзом людей для того, чтобы удовлетворить свои потребности. Изначально, для современного человека, семья не является существенной ценностью, ради которой он собирается работать, менять себя, свою жизнь. Поэтому, когда мы видим подобную ситуацию, мы представляем, что общество неминуемо идет к краху, потому что будет представлять из себя совершенно печальную картину одиноких людей, несвязанных друг с другом практически ничем, и при этом абсолютно закомплексованных и не способных ни для какой общественной пользы. Поэтому единственная возможность - это возвращение к тому, от чего ушло наше общество, возрождение семейных ценностей не в коммунистическом понимании, которые на самом деле является не продуманными, порой даже абсурдными или однобокими, а к традиционному пониманию семьи как некоего микрокосма для любого из нас, для любого человека, который воспринимает себя полноценно именно потому, что является частью семьи…

В нашем христианском сознании, в нашей культуре ценность семьи возведена еще на более высокую ступень, еще на более высокую планку, потому что, на самом деле, семья воспринимается как малая церковь, т.е. сообщество людей, которое выходит за рамки исторической перспективы людей, - вот также люди будут взаимодействовать, иметь взаимоотношения друг с другом и за пределами человеческой истории и земной жизни. Православная семья представляет собой более чем вечное явление, поэтому она воспринимается как абсолютная ценность, даже за порогом биологической жизни человека. 

На сегодняшний день ценность семьи является неким убежищем для человека, который испытывает потерю привычных социальных, общественных, порой даже профессиональных связей, когда человек себя чувствует чрезвычайно одиноким, заброшенным. Отсюда мы испытываем аномалии нашей действительности, психологические сдвиги…

Семья же делает человека твердым, ответственным, а его психику более устойчивой. Он вынашивает более реальные планы. Рождаются более отчетливые целеполагания. Исходя из этого, начинать нужно с того, чтобы пропагандировать семейные ценности этому зачастую бездушному, бесчеловечному обществу, где человек является лишь частью безликого механизма. Семья же, наоборот, делает его действительно более человечным, более личным, более основательным.

Христианство в своем двухтысячелетнем опыте семью и возводит как самое возвышенное, самое гармоничное сообщество двух людей, которые выходят из своего собственного эгоизма. Их связывают не просто какие-то сиюминутные цели, корыстные и потребительские, а ответственность, долг, забота, поскольку, выходя из собственного эгоизма, сам человек облагораживается, растет, возвышается во время создания собственной семьи. 

В советское время семья воспринималась как функция государства, поэтому, собственно, государство ее и поддерживало. Сейчас же центр можно перенести с государства на общество, в тот механизм, который оно выстраивает. Общество само имеет в семье как бы корни, смысл, стержень своего существования. Семья гуманизирует общество, ибо без семьи общество превращается в безликое, исполненное насилием над личностью, пренебрежением к личности. Редукция современного общества, это ее идеал – современный человек: космополит, который не связан никакими этническими, государственными и культурными рамками, быстро передвигающийся, получающий работу в любом месте, где он захочет, не скованный никакими связями, и поэтому он очень удобен для использования в производстве. Но при этом абсолютно теряет всяческие человеческие отношения с окружающей его культурой. Такой человек чрезвычайно подвержен манипуляциям. 

Это печальный идеал технологического или так называемого глобального общества. Если мы не хотим прийти к этому ужасному, чудовищному плану, к этой мрачной картине, мы должны желать как раз то, что ему противоречит. Человек, связанный множеством корней, множеством взаимоотношений с окружающими его людьми, входит в контекст культуры, здесь я имею в виду культуру в полноте смысла этого слова, т.е. и этнический, и религиозный, и прочие традиционные аспекты. Он воспринимает ту информацию, которая содержится и в культуре, и в традиции, и поэтому будет более основателен, более содержателен, нежели атомарный человек.

Настоятель Прихода во имя Архангела Михаила 

протоиерей Димитрий Меньшиков

г. Кушва