Страничка в православной сети Елицы Общины прихожан и братии Храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского г. Н. Тагил width=100

Православная социальная сеть

Свиридова Л. П. Детско-родительские отношения как основа воспитания ребенка в семье

Семью закономерно определяют как непременное условие полноценного развития ребенка, но ее воспитательный потенциал зависит от многих факторов: состава и социального статуса семьи, образования и материального положения родителей, состояния здоровья членов семьи, их осведомленности в вопросах воспитания, а также национальных и религиозных традиций. Семья как социальный институт претерпевает существенные изменения: снижается стабильность семейно-брачных отношений, что влечет за собой рост числа разводов: разрушены традиции, поменялась система ценностей, изменились нравственные ориентиры, перевернулось ролевое поведение мужчины и женщины в семье, снижается рождаемость при одновременном увеличении детей, рожденных вне брака; сокращается свободное время родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода; увеличивается число родителей, имеющих вредные привычки и ведущих аморальный образ жизни. В большинстве семей ни один из ее членов не может посвятить себя всецело ведению домашнего хозяйства, удовлетворению потребностей друг друга, что явилось причиной эмоциональной холодности, непонимания. Результат воспитания, который выражается в становлении ребенка как успешной, способной к самореализации личности, не ограничивается влиянием перечисленных факторов.

Особую роль в становлении личности играет характер межличностных отношений в семье. Сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы и наличие множества других патогенных факторов стимулируют развитие у родителей раздражительности, агрессивности, синдрома хронической усталости. Многие родители, находясь под прессом множества проблем, считает возможным выплеснуть свои негативные эмоции на маленького ребенка, который не может противостоять психо-логической, а часто и физической агрессии, казалось бы, самых близких ему людей. Именно таким образом дети становятся полностью зависимыми от настроения, эмоций и физического состояния родителей. Это далеко не лучшим образом сказывается на психическом здоровье детей, установках в общении и поведении на этапе взросления. 

Особое внимание хочется уделить неполным семьям. Развод родителей является одним из факторов риска, затрудняющим нормальное личностное и эмоциональное развитие ребенка. Распад семьи – это для ребенка полное разрушение прежнего социального мира, утрата психологической поддержки, необходимость решать новые задачи. С ростом разводов ежегодно огромное число детей переживают сильнейший стресс. Переживание детьми разрыва родителей изменяется в диапазоне от вялой депрессии и апатии до резкой гиперактивности, негативизма и демонстрирования разногласия с их мнением. Дети испытывают страх покинутости, досаду, одиночество, чувство вины, грусть, агрессию, направленную на родственников и других детей. Дети, растущие в неполных семьях, имеют менее благоприятную картину личностной сферы в сравнении со сверстниками из полных семей. Наиболее уязвимую группу представляют мальчики, живущие с одинокими матерями, для них в большей степени, чем для девочек, характерны сниженный эмоциональный тонус, трудности в общении, негативное самоощущение, низкая самооценка. Понимая, что сыну необходим отец, одинокая мать сознательно или бессознательно стремится компенсировать ребенку его отсутствие и берет на себя функции (строгость, требовательность, жесткие стратегии воспитания). В результате мальчик лишается не только отца, но и матери – материнской любви, терпимости. А как известно, именно эти черты материнского отношения в раннем возрасте являются главным условием формирования уверенности ребенка в себе, адекватной самооценки и доверия окружающим. 

Сами собой напрашиваются определенные выводы:

Мать в разведенной семье не уделяет ребенку должного внимания, перекладывает все заботы о воспитании на дошкольное и школьное учреждение;

Условия для общения ребенка со взрослыми в неполной семье хуже, чем в полной: оставшись одна, мать не имеет возможности интенсивно и содержательно общаться с ним, потому что на ее плечи ложатся все материальные и моральные заботы;

Отношения между матерью и ребенком достаточно хорошие, но переживания матери (чувство одиночества, ее угнетенное и пессимистическое настроение, материальные заботы) не остаются незаметными для малыша;

Как правило, разведенная мать с сыном (дочерью) живет вместе со своими родителями, обстановка в доме более семейная, радующая детей;

Ошибку допускают те матери, родственники, которые, жалея оставленного отцом ребенка, балуют его, потакают неразумным желаниям и капризам. 

Именно семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности. Роль семьи в развитии личности невозможно переоценить. Это среда, вбирающая в себя широкий спектр параметров, влияющих на психическое развитие человека, возможности и характер его личностного и социального функционирования, на возможности самореализации.

Проявление родительской любви вызывает у ребенка осознание ценности собственного «я», создает ощущение психологической защищенности, так необходимой для полноценного развития. Через внутрисемейное общение ребенок усваивает принятые в данном обществе нормы и формы поведения, нравственные ценности, идеалы. 

Взаимоотношения детей и родителей – одна из вечных проблем, которой педагоги и психологи должны уделять самое пристальное внимание. На формирование взаимоотношений влияют такие факторы, как личность родителей, психофизиологические особенности ребенка, особенности и самой семьи, и отношений между ее членами. Отношения же детей к родителям определяется их восприятием семьи, связанным с семейными отношениями. В стремительном темпе современной жизни, стараясь сделать для ребенка как можно больше, родители часто не успевают дать ему главного… Любви. Психологи пришли к выводу: потребность быть любимым является основной эмоциональной потребностью человека. Порой родители не догадываются, насколько это просто – проявить любовь! Не задумываются, часто ли звучат слова любви в доме, часто ли они обнимают ребенка, сколько «качественного времени» ему уделяют – такого времени, когда их внимание полностью отдается ребенку, когда они что-то делают вместе. Организация «качественного времени» семьи является одной из составляющих профилактики проблем детско-родительских отношений.

Взаимодействие с родителями является первым опытом взаимодействия ребенка с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются от поколения к поколению. Именно родители, являясь первыми воспитателями ребенка, нередко допускают серьезные ошибки во взаимодействии с ним. Как следствие, увеличивается число детей с различными отклонениями в развитии, нарушениями в эмоционально-личностной сфере.

Когда ребенок еще мал, то его эмоции движут его поведением, они в значительной мере зависят от того, каким ребенка видят окружающие, и в первую очередь его родители. От того, каковы эти эмоции именно в первые годы жизни человека, зависит то, как человек сам относится к себе, каким он себя видит, каким он себя знает, от этого формируется его самооценка. Когда ребенок принят окружающими, то его эмоции радостны, позитивны. Когда ребенок сталкивается с тем, что окружающие его отторгают (систематически осуждают его лично и его поступки), то негативная самооценка ребенка становится стандартным, "нормальным" его самовосприятием. Теперь уже негативное отношение к самому себе – толкает ребенка на то, чтобы непременно подтвердить миру то, что сам мир ему сообщал своими недавними посланиями. Но в детях самой природой заложено стремление получать из внешнего мира подтверждения, что они успешны. На основе этого, обретя со временем уверенность в собственных силах и тем самым сформировав и укрепив самооценку, человек, взрослея, а значит, развиваясь, сам обретет важнейшую спо-собность. Это способность самостоятельно судить о себе, оценивать и изменять свое поведение. Высокий уровень самооценки ребенка так же, как и ее низкий уровень, откладывает отпечаток на всю его жизнь. Уверенный в себе человек и человек, ждущий подвоха от мира, будут совершенно по-разному оценивать ситуации во взрослой жизни. Каждому человеку жизненно необходимо, чтобы его торжество над преодоленными трудностями было кем-то позитивно оценено. Для ребенка в первую очередь это его родители.

Представители различных теоретических направлений в психологической науке сходятся в признании негативного влияния нарушенных внутри-семейных отношений на психическое развитие ребенка, среди причин формирования и развития различных патологических черт характера и невротических симптомов, лежащих в области семьи, выделяют следующие: внутрисемейные конфликты; неадекватные воспитательные позиции родителей; нарушение контакта ребенка с родителями вследствие распада семьи или долгого отсутствия одного из родителей; ранняя изоляция ребенка от семейного окружения; личностные характеристики родителей и некоторые другие. 

Дошкольный возраст является важным и ответственным периодом в жизни человека как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.

Основными чертами ребенка 2-3 лет являются открытость, честность и искренность. Он просто не умеет скрывать свои симпатии или антипатии к кому или чему бы то ни было. Чувства ребенка неустойчивы и противоречивы, а настроение подвержено частой смене. 

На третьем году жизни происходит существенный перелом в его отношениях с окружающими, обусловленный ростом активной деятельности ма-лыша, имеющие собственные желания и намерения, которые могут не совпадать с намерениями взрослых. Этот перелом обнаруживается в появлении, с одной стороны, ярко выраженного стремления к самостоятельности, а с другой – желания быть похожим на взрослых, подражать им. 

На 4-м году жизни развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в тоже время не может справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы. Возраст 3-х лет характеризуют как «трудный». Его «трудность» состоит в том, что, начиная отделять себя от близких взрослых, ребенок проявляет все возрастающую строптивость. А взрослые, настаивая на своем, проявляют не меньшее упрямство.

Первым свидетелем начала кризиса может служить появление негативизма, когда ребенок перестает беспрекословно выполнять просьбы взрослых. С одной стороны, попытки отделить свое «Я» и формирование своих собственных желаний – тенденция прогрессивная. Но с другой, при объек-тивном отсутствии умения высказывать свое мнение, малыш выбирает наиболее доступный способ: противопоставление себя взрослым. Единственная цель ребенка – дать понять окружающим, что у него есть своя точка зрения, и все должны с ней считаться.

Далее к самостоятельности и негативизму прибавляются другие кризисные симптомы. Для ребенка становится важна его успешность или неуспеш-ность в делах и играх, он начинает остро и бурно реагировать на оценки, учится самостоятельно оценивать результаты своей деятельности. Он становится злопамятным и обидчивым, начинает хитрить. Ребенок начинает претендовать на равноправие со взрослыми. Огромное желание получить положительную оценку со стороны взрослых, желание определить сверстника часто толкают детей на то, что они сильно преувеличивают свои успехи.

Посткризисное развитие ребенка непосредственно зависит от того, как он взаимодействовал с взрослым. Возможны два варианта:

А) если взрослый в целом позитивно оценивал личность ребенка, тактично и аргументировано указывал на недостатки и промахи, умел поддержать и похвалить за старание и инициативность, то ребенок научится гордиться собой и своими успехами;

Б) если взрослый стремится добиться подчинения любой ценой, наказывает за своеволие, стремится подловить на обмане, то скорее всего, у ребенка разовьется желание противостоять взрослому, победить его и ответно добиться своего.

Во втором случае гневливость, раздражительность и упрямство укореняются, становятся чертами характера.

По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых.

Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. И все же эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.

В возрасте 3 - 5 лет ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка фор-мируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра очень важна для развития ребенка, т.к. формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины. 

Семья для дошкольника – «социальный микроскоп», в котором он постепенно приобщается к социальной жизни. Нередко в воспитании детей допускаются ошибки, которые связаны с неправильным представлением родителей о воспитании ребёнка, незнания его психологических, возрастных и индивидуальных особенностей, что приводит к нарушениям в системе детско-родительских отношений.

Анализ литературы показывает, что, несмотря на разнообразие понятий, описывающих родительские отношения, практически во всех подходах можно заметить, что родительское отношение по своей природе противоречиво. Е. О. Смирнова и М. В. Быкова выделяют два противоположных мо-мента в родительских отношениях: безусловный (содержит такие компоненты, как принятие, любовь, сопереживание и т.д.) и условный (объектив-ная оценка, контроль, направленность на воспитание определённых качеств). Современные психолого-педагогические исследования свидетельствуют об огромном значении полноценного общения взрослого и ребенка, стиля такого общения для развития детей. В этот период детства слово взрослого в процессе воспитания становится средством регулирования поведения малыша, помогает усваивать жизненно важные правила, формирует привычки. Он способен не только адекватно реагировать на слова "можно", "нельзя", но и понимает смысл слова "надо".

Специалисты пришли к выводу, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно "записывается" еще в дошкольном возрасте и, как правило, бессознательно.

Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. Таким образом из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве. До недавнего времени преобладал авторитарный стиль воспитания, который негативно сказывался на психическом, физическом и эмоциональном здоровье ребенка.

Другая часть родителей более или менее осознает, в чем именно заключается "правильное" воспитание. Что для сохранения психического, физиче-ского и эмоционального здоровья ребенка им необходимо:

создать для ребенка атмосферу безопасности;

понимать и принимать мир ребенка;

поощрять выражение эмоционального мира ребенка;

создать ощущение дозволенности (это не означает, что дозволено абсолютно все; просто необходимо предоставить ребенку возможность самому делать выбор, лишь в сложных случаях облегчая ребенку принятие решений, но ни в коем случае не решая все за него);

обеспечить ребенку возможность принимать на себя ответственность и развивать чувство контроля.

Но на практике эти родители испытывают значительные трудности.

Воспитание - не что-то отдельное, на что взрослым приходится отводить специальное время и силы. Воспитание - это правильные и полные взаимоотношения; сама наша жизнь вместе с ребенком, заметный отрезок на жизненном пути отца или матери, когда дети растут, учатся и взрослеют. И сколько бы мы при этом ни рассуждали о любви к детям, все равно выйдет, будто любовь – это еще одна наша обязанность и метод, в данном случае добиться хорошей воспитанности. Но любовь не бывает ради какой-нибудь цели или по какому-нибудь поводу. Она есть, и все. И в этом состоянии вычитанные из книг "принципы воспитания" не действуют и не помогают.

У каждой семьи имеются свои потребности как материальные, так и духовные. К духовным потребностям мы относим чувство ценности каждого члена семейной системы, чувство интимности и привязанности, чувство "мы – семья, мы представляем нечто единое", чувство ответственности. Семья нуждается в эмоциональной поддержке, самореализации как отдельных членов, так и семьи в целом. Семье необходимо удовлетворять и свои потребности в познании каждого члена семейной системы. 

Семья, так или иначе, следует общекультурным нормам и правилам воспитания ребенка и постепенно вырабатывает свои модели семейного вос-питания. В самом обобщенном варианте психологическая культура семьи опирается в своем развитии на следующие принципы:

1. Семья должна стать для ребенка естественной школой духовной любви. Той любви, которая любит человека таким, какой он есть, любви, способной на сочувствие, состраданием, терпение и самопожертвование.

2. Семья призвана передать подрастающему человеку культурную, историческую, национальную и религиозную традицию.

3. Семья должна дать ребенку чувство внутренней свободы и одновременно научить его тому, что свобода неотделима от ответственности. Принимая ответственность на себя за свои действия и поступки, ребенок может стать полновластным хозяином своей жизни.

4. Семья должна воспитать в ребенке здоровое чувство частной собственности, привить практические навыки хозяйствования, создания собственного благополучия, научить ценить и уважать свой собственный труд и туд других людей. [Ильин В.А. Археология детства: Психологические механизмы семейной жизни.М.: Независимая фирма «Класс», 2002].

Образовательные учреждения могут и должны вести целенаправленную работу по развитию психологической культуры родителей своих воспи-танников. Эффективность общения педагога с семьей воспитанника зависит от готовности родителей принять обращенные к ним советы, рекомендации или замечания по вопросам воспитания ребенка в семье. 

Конструктивный (развивающий) вид педагогического взаимодействия не только обеспечивает целостность, субстанциальную связь, необходимую для полноценного жизнеобеспечения личности (системы), но и создает условия для дальнейшего развития ее, оптимальной адаптации к динамической среде. [Коротаева Е.В. Вопросы теории и практики педагогики взаимодействия. Екатеринбург: Урал.гос. пед. Ун-т., 2000.

Развитие психологической культуры родителей – процесс бесконечный. Растут дети, расширяются границы психологической компетентности родителей, меняется мир семейных взаимоотношений. Появляются новые вопросы и сомнения, возникает потребность их прояснить. 

Традиционная православная семья, основанная на принципах веры, любви, духовного родства, всегда являлась источником высокой нравствен-ности, внутренней свободы и внешней скромности. Именно в семье на примере взаимного уважения, духовной общности и любви родителей ребенок получал первый духовный опыт, становился личностью. Ответственность за семью нес отец, который обеспечивал ее достаток, защищал ее, вводил ребенка в мир. Источником любви, заботы, примером целомудрия для своих детей являлась мать. "Зона психологической близости" в такой семье четко прослеживалась, что обеспечивало полную доверительность и взаимопонимание в отношениях "родители – ребенок" и не требовало никаких внешних вмешательств в процесс воспитания.

Важным фактором при воспитании дошколят является склонность их к подражанию родителям. Вот что писал по этому поводу А. С. Макаренко: "Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разго-вариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одевае-тесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы ра-дуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету, - все это имеет для ребенка большое значение. Ма-лейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже причиняете огромный вред вашим детям, вы уже воспитываете их плохо..." Пожалуй, лучше и не скажешь. Для большинства детей в обыч-ных условиях характерно оптимистическое восприятие жизни. Окружающий мир кажется им устроенным самым лучшим образом. Нужно всегда помнить об этом, щадить и оберегать легкоранимую психику ребенка. Опасно выяснять в присутствии детей свои отношения, устраивать сцены и скандалы. 

В основе стратегии семейного воспитания, а также особенностей межличностных отношений между родителями и детьми лежат педагогические установки родителей. Именно они находятся в ряду регуляторов родительского поведения, а их влияние на специфику воспитания ребенка бесспорно. Они источник воспитательных стратегий в семье. Педагогические установки родителей – это их готовность к восприятию ребенка и реагированию на особенности его поведения и развития. 

Вполне вероятно, что тот мир будущего, в который нацелилась современность, очень красив и удобен. Но если в нем нет детских доверчивых глаз, если совсем не останется в этом глянцевом будущем почитания родительских стен, человек ощутит себя сиротливым и бесприютным. Что если хотя бы в кругу своих близких, общаясь с детьми, отменить революции и перестройки, а опереться на веками сложившиеся "верность", "совесть", "прощение" и "участие"? Ведь притяжение взрослых с детьми очень естественно. Недаром говорится, что человек узнается лучше всего по общению со своими детьми. Отношение к детству – это мерило человечности в нас. Ибо все, чего мы ожидаем от жизни, заключено в наших близких: боль или радость, вражда или мир, одиночество или взаимность.

И потому воспитание необходимо не только детям. Нужно только почувствовать и дать росткам материнского или отцовского чувства пробиться и расцвести. Конечно, понадобятся терпение и решимость трудиться над своими "хочу".но лишь на пути обретения семейного взаимопонимания и единства каждый из нас может рассчитывать на внутреннее равновесие и покой – ощущения полноты бытия, сознания того, что жизнь прожита не зря.

В конце концов, все не так мудрено: дайте ребенку участвовать в своей жизни – вот вам и все воспитание. Остальное зависит от того, как живете вы сами. [А.Б. Рогозянский, Православной маме. Хочу или надо? О свободе и дисциплине при воспитании детей. М.:2005] 

Таким образом, у нас есть все основания сделать вывод о том, что взаимоотношения в семье могут носить разноплановый характер. На детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется его личность.

 

Л. П. Свиридова