Страничка в православной сети Елицы Общины прихожан и братии Храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского г. Н. Тагил width=100

Православная социальная сеть

Проповедь в Неделю 35-ю по Пятидесятнице

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Сегодня, братья и сестры, уже в который раз мы с вами прочитали во Святом Евангелии историю о том, как ко Христу пришел один человек, искушая Его и глаголя. Почему этот человек искушал Христа? В чем заключалось это искушение? Он назвал Христа «Учитель благий», и Сам Спаситель обращает его внимание на это: благим можно назвать только Бога. И ежели ты обращаешься как к Богу, значит, имеешь доверие как к Богу. Но на самом деле у человека все было по-другому. В этом и состояло искушение Христа. Многие люди в то время пытались искусить Его каким-то образом, поймать на чем-то, на какой-то лжи, лицемерии, но, конечно, ничего не выходило. Не вышло и в этот раз, потому что Христос – это Истина.

В чем состоял вопрос этого человека? «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк. 18:18). Христос ему перечисляет заповеди, о которых мы все с вами прекрасно знаем: не убий, не прелюбы сотвори, чти отца и матерь свою, и так далее. Знал их и вопрошающий, потому что он прекрасно знал закон иудейский. И этот человек говорит: «Все это сохранил я от юности моей» (Лк. 18:21). Но Спаситель обращает внимание на глубину. А глубина в этом человеке, оказывается, была очень страстная. Он имел пристрастие к своему достатку. И Христос указывает на это. Он говорит: «Одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною» (Лк. 18:22). И действительно, если человек от юности своей жил вот так, по заповедям Божиим (значит, прекрасно жил), то достаточно было сделать только вот это, избавиться от страсти к своему богатству. И все. Но человек этот отошел, скорбя. В Евангелии написано, что он имел очень большой достаток, «был богат зело». Мы понимаем, что он был богат и имел к этому пристрастие. Но пристрастие-то в чем заключается? В том, что человек имеет утверждение в своем достатке. Речь, конечно, не о самом богатстве как таковом, а о том, что он имел утверждение, основание для своей хорошести вот в этом богатстве. Мы ведь с вами тоже можем иметь какое-то неправильное утверждение даже в чем-то очень хорошем. Например, в том, что ходим в храм, исповедуемся, причащаемся, Примерно так было у фарисея из притчи Спасителя. Помните? Он имел утверждение в своих добродетелях. Я вот делаю это, это, значит, я хороший, а не как вот тот грешник-мытарь. Так и мы можем иметь утверждение неправильное в чем-то достаточно хорошем. И это утверждение – оно и есть противление Богу. Ведь мы должны иметь утверждение только во Христе, только в Нем одном, только Ему одному иметь доверие и только в Нем одном видеть основание для своей жизни и для исполнения Заповедей Божиих. Вот этот человек, к сожалению, вел жизнь не такую, но Христос же ему дает возможность, Он ему рассказывает, как нужно поступить, но человек, опечалившись, отходит, так как не может отказаться от своей страсти. Люди, окружающие Христа, Его ученики понимают, что речь не о богатстве, а как раз о страсти, о пристрастии. То, что мы все с вами богаты какими-то пристрастиями, увлечением чем-то, утверждением в том, в чем не должны иметь утверждение. Именно поэтому они говорят: «А кто же тогда спасется?» И Христос говорит очень просто: «Невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18:27). Конечно, речь идет о том, что именно с Божьей помощью, по Его милости, мы имеем с вами спасение, но только тогда, когда имеем внутри себя труд. Труд по правильному очищению своего сердца, по утверждению внутри себя добродетелей, положенных Христом. Вот таким образом, когда мы имеем такое усердие ко спасению, конечно, Христос нам его дарует. И Он помогает нам в этом пути. Вот потому, братья и сестры, мы должны иметь верное утверждение в своей жизни. Оно только во Христе. Но и самое главное, чтобы иметь трезвый взгляд на себя и свою жизнь, нужно, конечно, иметь всегдашнее покаяние. Но не видно раскаяния, покаяния в этом человеке. Он настолько был утвержден в своем богатстве, своих добродетелях, что даже не мог и подумать о том, что внутри него что-то неверно, пока Христос ему на это не указал. А мы всегда должны иметь такое утверждение внутри себя. Именно покаянное чувство. Помните, как, идя ко Иоанну Крестителю, принимая от него крещение, Христос нам показывает, что основание для нашего спасения и вообще духовной жизни – это как раз покаяние. И вот именно оно должно стать началом нашей с вами духовной жизни. Если нет покаяния, то, конечно, нет никакого внимательного отношения к себе, к своим страстям и пристрастиям, и тогда точно мы можем иметь неверное утверждение. Вот потому Христос так очень глубоко и в то же время достаточно легко и просто показывает нам на этом вопрошающем путь, который мы должны с вами пройти. Во-первых, это путь внимания к себе, через покаяние, а во-вторых, это путь утверждения во Христе и доверия Ему. Вот ежели мы будем иметь все это, то очень много оснований сказать, что можем прийти ко спасению.

Аминь!

 Иерей Олег Шабалин

 31.01.2016 г.