Страничка в православной сети Елицы Общины прихожан и братии Храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского г. Н. Тагил width=100

Православная социальная сеть

Проповедь в неделю 19-ю по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

     Братья и сёстры, приходя в храм на богослужение, вечернее или утреннее, мы забываем о том, что происходит в это время в отношении внутренней сути службы.  Не всегда мы по-настоящему вникаем в происходящее, иногда потому что привыкли к службе, а иногда потому что не знаем. В этом отношении Божественная литургия, которую сегодня мы с вами совершаем – это служба очень таинственная, интересная, потому что мы вспоминаем пришествие в мир Христа. На каждой Божественной литургии, каждый день в Церкви Христовой вспоминают, как в мир пришёл Господь, а мы с вами помним, насколько было велико ожидание Спасителя мира человеческого и народа Израильского. Конечно, вспоминание этого события очень важно для нас. Вся Божественная литургия построена на этом.

     Мы должны знать, что Литургия делится на 3 части: 1-я часть называется «Проскомидия». Она для нас не совсем видна, иногда мы даже не знаем, что проскомидия совершается в алтаре священником при закрытых Царских Вратах, тогда когда некоторых из вас ещё нет в храме.  Проскомидия   в переводе с греческого языка означает «приношение». Раньше люди сами приносили всё потребное в храм для совершения Богослужения: свечи, хлеб, виноградное вино и многое другое. Так это название закрепилось и осталось до нашего времени. Проскомидия совершается в алтаре священником, и в это время мы вспоминаем, как был рождён Христос Спаситель, положен в ясли, и как Божьим промыслом к Нему пришли волхвы: простые пастухи, люди, которые первые прославили Его, благодаря Вифлеемской звезде. 

     Затем мы с вами вступаем во 2-ю часть Богослужения, которая называется «Литургия оглашенных». Люди, которые только ещё думают покреститься, приходят в храм и учатся вере и церковному строению. Беседы, которые для них проводят,  называются «огласительные», так и вся вторая часть Литургии носит такое название. Мы молимся обо всех нас, конечно, о наших трудностях, скорбях, но больше всего мы молимся о тех людях, чтобы Господь помог им по-настоящему войти в Церковь Христову, именно поэтому в этой части Богослужения читается Священное Писание: Евангелие, Послания апостолов.

    Затем мы вступаем в самую важную 3-ю часть Божественной Литургии - «Литургия верных». С этого момента всех людей, которые не были членами общины, т.е. не являлись христианами, просили выйти из храма и закрывали двери. Мы с вами до сих пор слышим этот древний возглас «Двери, двери премудростью вонмем». Это значит,  закрываются двери, и со вниманием дальше молятся только верные. Вся дальнейшая часть Божественной литургии – это очень благоговейная часть, когда мы вспоминаем, как Христа Спасителя предали на смерть, как Его распяли. Потом мы вспоминаем, как Он воскрес, явился Своим ученикам и вознёсся на небо. Таким образом, Божественная Литургия начинается рождением Христа Спасителя и заканчивается радостью о Его воскресении. Именно поэтому очень важно, чтобы мы с вами во время этой службы вспоминали  нашего Господа и те события, чтобы не просто стоять в храме, а в большом благоговении,  потому что каждый раз здесь совершается чудо – обычный хлеб притворяется в Тело Господне, обычное виноградное вино притворяется  в Кровь Господню. Это то, что Господь дал Своим ученикам и нам с вами, чтобы мы здесь на земле имели утешение от Него. Когда Господь пришёл в этот мир, Он столкнулся с плодами нашего грехопадения, и они оказались очень скорбными.

    Сегодня, читая Священное Писание, мы увидели, как Господь со Своими учениками пришёл в один город Наин, (Евангелие от Луки 7. 11—17) и при входе в город встретился с похоронной процессией. Хоронили сына одной вдовицы, которая потеряла сначала мужа, а теперь и единственного сына. Мы видим, что здесь произошло очень интересное чудо. Читая Святое Евангелие, мы слышим, как Господа просят, чтобы Он что-либо сделал: исцелил, помог. Но здесь Он сам откликается на горе людей, никто Его ни о чём не просит. Эти люди, скорее всего, и не знали, с кем они встретились, может быть, до них ещё не дошла весть об этом чудесном явлении рода человеческого. Но Господь творит чудо, Он воскрешает сына вдовицы. Может быть, Он это сделал под влиянием тех человеческих чувств, которые тоже в нём присутствовали на тот момент.  Это ясный пример того, что Господь пребывает в жизни каждого из нас. Он не просто призывает нас в Свое Царство – идите, как хотите. Нет, Он помогает нам дойти до Своего Царства. Помогает не только в духовном, внутреннем отношении, но и в человеческом. Всё потребное и необходимое нам для этой жизни Он обязательно подаёт нам. Конечно, необходимо понимать, что Господь входит в нашу с вами жизнь только тогда, когда наше сердце готово к этому. Оно готово бывает как раз в минуты страдания, горести и именно в это время нужно обязательно призывать Нашего Спасителя, призывать, чтобы Он нам помог. Его утешения достигают нашего сердца по-разному  – это  может быть благодатный мир, который вдруг снисходит, несмотря ни на что: ни на какие скорби, несмотря на то уныние, которое нас постигает. А ещё это может быть явное чудо, когда мы вдруг обнаруживаем, что события для нас оборачиваются благоприятно. По-разному Господь посещает нас, но всё это и сеть забота Божья о нас.          

    Совершая Божественную Литургию, мы постоянно напоминаем себе о том, что Господь не оставит Свое творение. Несмотря на то, человек отошёл от своего Спасителя, Сам Бог человека не оставил. Он дал нам не просто надежду, а Он дал нам жизнь. Наш Бог – это Бог жизни, Бог любви, и этот Бог никого, никогда не оставляет. Поэтому будем, братья и сёстры, держаться за ту жизнь, за ту любовь, которую даёт нам Бог. Аминь.

Иерей Олег Шабалин