Страничка в православной сети Елицы Общины прихожан и братии Храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского г. Н. Тагил width=100

Православная социальная сеть

Проповедь в неделю о мытаре и фарисее

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Братья и сестры, наш Господь во время Своего земного шествования очень много и часто учил притчами, потому что в то время было принято таким образом проповедовать. Для окружающих Его людей ничего необычного в этом не было, тем более что через притчу можно было доходчиво разъяснить те или иные моменты вероучения. Именно поэтому Христа слушали и понимали. Но не всегда. Бывало так, что их приходилось разъяснять даже ближайшим ученикам.  Но сегодня мы слышали совершенно понятную притчу: о мытаре и фарисее (Лк. 18:10-14). Евангелист разъясняет что обращена она к «некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других» (Лук.18:9).

В этой притче все очевидно, и Христос ее заключает прекрасными словами: «всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лук.18:14). Почему? Потому что Господь же гордым противится, а только смиренным дает благодать. Значит, того, кто себя смиряет, сам Бог вознесет, и наоборот. То есть, если мы желаем быть первыми в Царствии Божьем или вообще там быть, то условие к этому – смирение – самое главное, что должно быть у нас в жизни. Конечно, не только для того, чтобы быть в Царствии Божьем, но для того, чтобы вообще там быть, чтобы быть причастниками Славы Божьей, чтобы быть учениками нашего Христа Спасителя, чтобы выполнять Его послушания - чтобы преображаться. Ведь, смотрите: Христос учит нас тому, чтобы мы с вами менялись, менялись не только внешне, но и внутренне тоже. Вот об этом как раз притча. Не о внешнем состоянии человека, а о внутреннем.

Христос рассказывает о том, как два человека вошли в храм и начали молиться. Один из них фарисей, который говорит о том, что у него есть все права на то, чтобы Бог его услышал. «Вот, - говорит он, - я делаю это, и это, а еще и это делаю». Действительно, делает этот человек очень много. Ведь было обязательным поститься для всех только раз в году – в праздник очищения, а он постится еще два раза не седмице. Очень много. Десятину (десятую часть) было должно отдавать только от стада и плодов, а он от всего дает десятину. Молодец. И это все он приписывает своим собственным заслугам, поэтому его Бог обязан услышать. Но вот Христос-то говорит, что оправданным ушел не он, а тот мытарь, который совершенно по-иному молился. И мы, конечно, видим, что его молитва основана на смирении.

Когда мы жалуемся, что наша молитва каким-то образом не так устроена и не так идет, или вообще не идет (то мы рассеиваемся умом на молитве, то нам, вообще, не хочется молиться), это все от чего? Это все от того, что, на самом деле, мы считаем, что у нас и так все хорошо перед Богом. Нет необходимости в молитве. Представляете, насколько горделив наш ум, и насколько порабощено наше сердце греху и страстям, что мы уже не считаем необходимым молиться нашему Богу и упрашивать Его о милости ежедневно. Внутри у нас нет ни капли смирения или покаяния, поэтому ни утром, ни вечером у нас нет желания молиться, а если мы понуждаем себя и встаем, то не можем свой ум собрать – он рассеивается. Мы считаем себя достойными, как вот этот фарисей. Мы и так достойны, и у нас и так все хорошо. На самом деле, это, конечно, обман из обманов. Наше состояние далеко от того, чтобы быть достойными. Но мы вопреки реальности уверены о себе, что праведны! Вот правильность мытаря: ничего он себе не приписывал, более того, ни с кем другим себя не сравнивал. Он только просил о том, чтобы Бог к нему был милостив, осознавая всякую свою немощь.

Наша молитва, направленная к Богу, от всего сердца исходящая, конечно, соделывает самое главное чудо, которое мы можем наблюдать здесь на земле – присутствие самого Христа Спасителя. Ведь Он посреди нас, а мы желаем, чтобы Он был не только посреди нас, но и был в нас, был в наших сердцах, был в нашем разуме, во всем нашем естестве, и, конечно, таковое стремление становится главным в нашей жизни. Чтобы это произошло, чтобы Христос вошел в наши сердца, нужно все то, что мешает, все бесчинства нашей жизни глушить и уводить из нее, чтобы только единое на потребу было у нас. Конечно, жизнь тогда поменяется, может быть, от нас тогда будут отходить какие-то наши родные, знакомые, которые не будут понимать того, что с нами происходит. Не зря апостол Павел пишет, что для людей иных, для язычников, наша вера как безумие (1 Кор. 1:18-23). И это действительно так, но не нужно этого бояться, потому что это временно. Когда же в наших сердцах будет царить любовь и истинная вера, мы обязательно станем источником благодати Божией и для всех людей, которые нас окружают. Люди потянутся, потому что сейчас в нашем мире любовь оскудевает, и абсолютно всем нужно утешение, нужна мирность. Если христианин будет их источать, то это будет прямое исполнение заповеди Божьей, ибо Христос и направляет нас в этот мир, чтобы мы несли Его любовь, Его благую весть о том, что смерть побеждена. И если незримым образом своими делами и словами будем показывать, что в действительности смерть упразднена, и ныне нам дана жизнь вечная, вот тогда мы будем исполнять заповедь Христову. Мы будем у Него в послушании, и, таким образом, через служение нашему ближнему будет преображаться и наше сердце.

Помните, в праздник Преображения Господня мы вспоминаем трех апостолов, которые были вместе со Христом на той горе, где Он преобразился? Но там ведь преобразился не только Он, показав Свою Славу, а преобразились и они. Они укрепились и утвердились в своей вере, что перед ними истинный Сын Божий. В чем Христа обвиняли? Что Он разрушит Закон. И вот Он беседует с Моисеем, который этот Закон принес. Говорили: может быть, Он Илья? А вот Он беседует с Ильей, т.е. на самом деле Он Сын Божий. Так произошло преображение апостолов. Наше с вами преображение возможно в любой момент нашей жизни, как только мы потрудимся смириться, как только мы постараемся участвовать в самом главном Таинстве, которое Господь дает нам – Причастии Тела Его и Крови.

Вот смотрите, что важно: Христос принимает на Себя наше тело, преображает его и вводит в Обитель Небесную, а нам отдает Свое Тело и Свою Кровь. Для чего? Чтобы мы стали свободными и, преобразившись, вошли в Его Царство. Таким образом, братья и сестры, необходимо совершать труды ежедневно в своем сердце, тогда Царство Божие будет нам открыто. Поэтому радостно, что мы встречаемся в воскресный день, проявляя свою веру, любовь, единство. Но все это нужно укреплять и утверждать ежедневно, не ленясь. Враг рода человеческого не ленится, каждую секунду только и ждет, где бы подставить подножку, чтобы мы упали. Но мы постараемся твердо стоять на ногах, а Христос нам в этом помощник. Он посреди нас, и, верую - будет и внутри нас.

Смирение, братья и сестры, и есть двигатель всего в нашей жизни, чего бы мы ни коснулись.  Хотим любить? Основание для любви – смирение, хотим научиться верить? Тоже смириться сначала надо. Хотим научиться молиться? И здесь смирение нужно. Чего бы мы ни коснулись, ко всему можно пройти только через эту добродетель, через смирение, которое обязательно должно возрасти в нашем сердце. На самом деле, что такое смирение? Это отсутствие гордости и тщеславия. И напротив, отсутствие смирения – это присутствие гордости и тщеславия. Но мы-то знаем, что горделивый человек, тщеславный человек – это тот, кто никогда не станет одним целым с нашим Господом. Мы же этого не желаем, мы хотим быть одним целым с Ним. Потому, конечно, в смирении нужно потрудиться.

Посмотрите, например, на апостолов. Их было двенадцать, и, казалось бы, Христос среди них выделяет Петра, говорит: «ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» (Мф. 16:18). Выделил, вроде бы, возвысил, но посмотрите, что произошло на самом деле. Когда Христос спрашивает: «А вы за кого Меня почитаете?», Петр не сам от себя отвечает, а от всех апостолов, как от одного целого. Апостол Петр был выразителем того единого мнения и сердечного устремления, которое было у всех апостолов. Но это единение возникает тоже только от смирения. Если смирения нет, никогда не будет мира в семье, никогда не будет одного единого целого ни в какой общности, и в нашем приходе в том числе. Все основано на смирении, а если его нет, ничего этого не будет. Вот потому Христос все время говорит нам об этом. И даже Себя ставит в пример. «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29).

Ведь посмотрите, когда Он только вышел на проповедь, почему все поначалу как-то боязливо слушали Его? Они думали, что Он что-то новое сейчас скажет и разрушит их Закон, разрушит то, к чему они привыкли, то, что казалось им незыблемым. А Он очень кротко стал убеждать: «Да ничего, не переживайте, Я ведь пришел не для того, чтобы разрушить, но чтобы исполнить» (Мф. 5:17). И так Он старался утешить каждого человека. Даже своим рождением Он уже исполнил Закон, потому что все, что говорили пророки, в Нем исполнилось. Такая Его кротость, конечно, чудным образом перешла и на апостолов. Она может перейти и к нам, и в наши сердца, если мы будем стремиться к нашему Богу, а не в лености пребывать всю свою жизнь, обольщаясь и думая, что у нас и так все хорошо. Нет. Давайте постараемся не быть, как этот фарисей, постараемся все-таки ежедневно в своем сердце возобновлять и взращивать смирение, на котором и будет основано наше с вами спасение. Аминь.