Притчи о посте
Темой обсуждения литературного клуба 28 марта стали притчи о посте. Соединяя в себя мудрость и простоту, слова притчи попадают в самое сердце. Лучшие, из обсуждавшихся на литературном клубе, притчи о посте предлагаем вашему вниманию.
Зачем поститься
Один старец так говорил ученикам:
-Когда царь хочет взять неприятельский город, то прежде всего удерживает воду и съестные припасы. Неприятель, погибая от голода, вынужден покориться ему. Так бывает и с грехами. Если человек будет жить в посте и молитве, то враг, ослабев, покидает его душу.
Милостыня — лучший друг
Один мирянин весьма благочестивой жизни пришёл к авве Пимену. У старца случились и другие братия, желавшие послушать беседы его.
Старец сказал благочестивому мирянину:
— Скажи что-нибудь в наставление.
Мирянин отнекивался, но принуждаемый старцем, сказал:
— Не умею говорить от Писания, но скажу вам притчу.
Один человек сказал своему другу:
— Я желаю видеть царя, пойдём со мной.
Друг отвечал ему:
— Пройду с тобой половину дороги.
Сказал другому:
— Пойди, проводи меня к царю.
Тот отвечал:
— Доведу тебя до царского дворца.
Он сказал и третьему другу:
— Пойдём со мной к царю.
— Пойдём, — отвечал третий друг, — я доведу тебя до дворца, введу в него, скажу о тебе царю и представлю тебя ему.
Братия спросили, что значит сия притча. Мирянин отвечал:
— Первый друг есть подвижничество, которое доводит до истинного пути; второй — чистота, которая достигает до небес; третий друг — милостыня, которая с дерзновением приводит к Самому Царю — Богу.
Таким образом, братия получили назидание и разошлись.
Фасоль
В первый день Великого поста один сельский священник положил себе в карман сорок девять штук фасоли, чтобы, выбрасывая ежедневно по одной штуке, определить день окончания поста. Стирая одежду священника, его жена заметила, что карман у него набит фасолью. «Батюшка любит фасоль, добавлю-ка я ему немного, пусть ест на здоровье». Так и сделала. Батюшка каждый день выбрасывал из кармана по одной фасоли, но та не кончалась.
Прошёл Великий пост, но для села, он не кончился.
И вот однажды крестьяне спросили у батюшки:
— Батюшка, когда же кончится Великий пост?
— Глядя на фасоль, что в моём кармане, ещё много дней остаётся.
Великое дело — пост, но любовь еще больше
Если постом прогоняются бесы, укрощаются страсти, умиротворяется тело, упорядочивается дух, то любовью Бог вселяется в человека. Сам Господь подчеркнул необходимость поста, но любовь выделил как главную заповедь. В первой половине прошлого столетия Охридом правил Дяселаддин-бей, отложившийся от султана самостоятельный властитель, а Церковью в то время управлял митрополит Каллиник. Джеладдин-бей и Каллиник, хотя и исповедовали разные веры, однако были хорошими друзьями и часто друг друга посещали. Однажды Джеладдин-бей приговорил 25 христиан к повешению. Казнь должна была бы состояться в Великую Пятницу. Митрополит в крайней тревоге от происходящего пришел к Джеладдин-бею и начал просить его о смягчении наказания. Пока они беседовали, подошло время обеда, и бей пригласил митрополита на трапезу. На обед была приготовлена ягнятина. Митрополит извинился, что из-за поста он не может остаться обедать и приготовился к выходу. Бей опечалился и сказал митрополиту: «Выбирай: или ты будешь со мной обедать и избавишь 25 человек от виселицы, или не сядешь за трапезу и обречешь их на виселицу». Митрополит перекрестился и сел за трапезу, а Джелладин помиловал осужденных.
(Святитель Николай Сербский)
Семена любви
Притча старца Паисия Святогорца об умножении любви в человеке
Допустим, у земледельца есть небольшой пакетик семян и он их сеет. Потом он собирает плод, наполняет им большой пакет. Если он затем высеет плод из пакета, то, когда соберет урожай, наполнит семенами целый мешок. И когда у него станет много семян и он их высеет, то потом заполнит целый амбар. Но если он будет держать семена в пакетике и не посеет их, то в них заведутся черви. Он должен бросить семена в землю, чтобы они проросли, выросли и дали плод. Хочу сказать, что то же самое происходит и с любовью. Чтобы любовь возрастала, нужно ее отдавать. Человек, который не отдает даже ту немногую любовь, что у него есть, словно держит в руке горсть семян и не хочет их посеять. Такой человек — лукавый раб, который скрыл талант.
В зависимости от того, сколько любви ты отдашь, столько и получишь. Если не дашь любви, не получишь любви.
(Из книги слов старца Паисия Святогорца: Страсти и добродетели)