Иерей Дмитрий Подколзин. Духовный аспект трезвости | Храм Сергия Радонежского 

 


 


 



Страничка в православной сети Елицы Общины прихожан и братии Храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского г. Н. Тагил width=100

Православная социальная сеть

Иерей Дмитрий Подколзин. Духовный аспект трезвости

С самого начала нам следует определиться с понятием трезвости. По учению Священного Писания и святых отцов, трезвость - это не только христианская умеренность в употреблении пищи и пития, но прежде всего непрестанная бдительность над собою в охранении души и тела от всяких нечистых и греховных мыслей, пожеланий и дел и является такой духовной добродетелью, как трезвение. 

Святейший Патриарх Алексий Второй говорил: 

 «Трезвение - это добродетель внимательного отношения к собственной духовной жизни, в противовес рассеянности. Эта добродетель нам особенно необходима сегодня, когда наше общество во многом утрачивает традиционные духовные ориентиры и тем самым - часто не осознавая того - подвергает себя значительной опасности».

Как говорит преподобный Исихий Иерусалимский: «Как без пищи и питья невозможно жить на земле, так без хранения ума и чистоты сердца - что называется трезвением - невозможно душе достичь чего-либо духовного и угодного Богу или избавиться от мысленного греха, даже если бы кто-нибудь страхом мук принудительно удерживал себя от согрешения делом».

Таким образом, семейная жизнь православного человека должна проходить под знаком духовного трезвения, преображения самого себя. Как сказал преподобный Серафим Саровский: «Спаси себя и тысячи вокруг тебя спасутся». Только человек, ведущий внимательный образ жизни, способен правильно строить свои отношения с другим человеком. 

Что же такое семья? По словам священника Павла Гумерова (автор множества книг и статей, клирик храма святителя Николая, г. Москва): «Это и малая Церковь, где мы проходим свое служение Богу и ближним, и монастырь в миру, где мы учимся смирению, терпению и послушанию и где всегда есть стимул для духовного роста».

Итак, семейная жизнь – это в первую очередь духовная жизнь, упражнение в добродетелях, что носит точное наименование - аскетика. Профессор Московской духовной академии Алексей Сидоров говорит, что «опыт мирянина по своей сущности не отличается от опыта монашеского». «Аскетизм, - продолжает тему Митрополит Алексий (Кутепов), - это жизненный ответ христианина на то призвание, которое Богом обращено к каждому». «…Будьте совершенны, как Отец Ваш небесный совершен есть» (Мф. 5: 48). Это касается всех христиан. Мирянин, как и монах, имеет полную возможность ходить перед Богом. 

И, конечно же, аскетика подразумевает трезвение, а трезвение - это прежде всего исихазм - умное делание. 

По словам Епископа Игнатия (Брянчанинова): «Внутренним деланием, умным, душевным деланием, умной молитвой, трезвением, хранением и блюдением ума, вниманием называется одно и то же: благоговейное, тщательное упражнение в молитве Иисусовой». 

Человек, проходящий молитвенное делание, по словам святителя Игнатия, «станет Его обителью. Если же ум и сердце вне общения с Богом, то и весь человек пребывает в духовном растлении». 

Но современному христианину достаточно тяжело найти правильный путь к Богу, и слова апостола Петра, который говорит: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (Петр. 5,8), остаются малопонятными. Можно много услышать о трезвости как о борьбе с пьянством, но о духовном трезвении как о необходимости даже на приходах услышать можно крайне редко.

И это не удивительно, так как, по словам протоиерея Владимира Воробьёва (ректора Православного Свято-Тихоновского Богословского института),  «Очевидной бедой некоторой части современного духовенства являются духовная безграмотность, теплохладность в вере, сребролюбие, любостяжание, отсутствие стремления к самосовершенствованию, безразличие к духовному состоянию паствы, непонимание того, в чем состоит главный долг и подвиг пастыря, какими способами он исполняется и совершается». 

Более того, в наше время, по словам игумена Петра Мещеринова, «всё церковное профанируется и опошляется, так что многие люди под Церковью понимают не Христа и христианскую жизнь, а Масленицу, Красную горку, яблочные и прочие «Спасы». А происходит эта подмена вследствие того, что, как говорит опять же игумен Пётр Мещеринов: «Настоящее, церковное, Евангельское, православное святоотеческое христианство совершается внутри сердца человека, оно скромно, неэффективно, непублично, оно чуждо развлечения, требуя ровности жизни и внимания к себе. В некотором смысле оно сухо и буднично. Если человек не живёт им, то у него появляется потребность расцвечивания этой «сухости» внешним (пусть даже и религиозным) развлечением, эффектностью».

Как говорит апостол Павел: «…плод ваш есть святость...» (Рим. 6:22), поэтому вспомним о том, что каждый из нас - часть Тела Христова, и от нашего духовного состояния зависит не только состояние малой Церкви – семьи, но и состояние всей Церкви в целом.

Иерей Дмитрий Подколзин, 

руководитель Молодежного отдела Нижнетагильской епархии, 

настоятель храма во имя св. Царственных Страстотерпцев.