Страничка в православной сети Елицы Общины прихожан и братии Храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского г. Н. Тагил width=100

Православная социальная сеть

Проповедь в Неделю 17-ю по Пятидесятнице, на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня, братья и сестры, мы с вами торжественно вспоминаем Обретение Честного и Животворящего Креста Господня. Событие это произошло в 326 году, во времена правления святого Константина Великого.

Мы знаем, что Константин Великий изначально был правителем совсем небольшой части Римской Империи, отец его был язычником, тогда как мать была христианка, она и воспитала будущего святого в традиции христианской веры, но, конечно, как таковую веру в свое сердце Константин тогда еще не принял, потому что было велико влияние отца. Следует сказать, какой-то мир в Римской империи удерживался благодаря тому, что все правители были одной веры, язычники, но, поддерживая между собой мир, они очень жестоко гнали христиан. Со смертью отца Константина Великого хрупкий мир внутри Римской империи полностью разрушился, начинается брань. У Константина было небольшое правление, поэтому небольшое и войско, а у его оппонента, Максентия, войско было несравнимо больше, но Константин Великий, не унывая, все равно идет в бой, так как понимает, что его дело правое – об этом просят жители области, находящейся под властью Максентия. Во время своего пути Константин увидел на небе Крест Господень, этот Крест читался и у него в сердце – Константин понимал, что рядом с ним Бог, и поэтому шел в бой и победил. Римская империя объединилась под властью императора Константина, а он, видя такие чудные знамения через Крест Господень, возжелал обрести его. Но этот великий человек ощущал себя очень недостойным найти этот Крест, в то же время не было возможности поехать так далеко и надолго, поэтому мудрая его мать оделась в очень простую одежду, взяла богатые дары и поехала в Иудею на поиски Креста Господня. Поиски были продолжительными и долгое время безрезультативными. Но потом один старый человек подсказал, что Крест закопан внутри горы, на которой в то время стоял большой языческий храм. Когда-то в Иерусалиме были и языческие императоры, они старались изгнать из ума и сердец жителей Иерусалима даже упоминание о Христе, поэтому на всех тех местах, которые хоть как-то были связаны со Христом, обязательно строились языческие капища. На месте, где был распят Христос, тоже был построен большой языческий храм, и царица Елена приказала его разрушить, потом был отслужен молебен, стали копать и нашли три креста и небольшую табличку, на которой было написано «Иисус Назорей, Царь Иудейский» (об этой табличке мы с вами сегодня читали в Евангелии). И вот, конечно, найдя эти кресты, все обрадовались, но не понимали, а какой же из них действительно Крест Господень. Тогда привели болящую женщину и она попеременно прикладывалась к этим крестам. К одному, ко второму – никаких изменений. Приложившись к третьему, женщина ощутила, что выздоровела, почувствовала прилив сил, духовных и телесных. Но чтобы уже точно увериться, что это тот самый Крест, принесли еще и умершего. Прикладывали к нему все кресты, один, второй, а вот третий восставил этого человека из мертвых в живые. Таким образом поняли, что это действительно Крест Господень. Конечно, видя такое явное чудо и благодать Божию, проистекающую от обретенного Креста, люди прикладывались к этой величайшей святыне, но не все могли это сделать, так как было очень много народу, и поэтому патриарх Иерусалимский стал высоко поднимать этот Крест, чтобы люди хотя бы видели его. Конечно, все присутствующие с плачем становились на колени и молились о том, чтобы Господь помиловал их, и таким образом сложился праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Мы с вами даже знаем молитву, которая пошла с тех пор: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». И действительно, Крест Господень с того времени стал не позорным орудием смерти, а символом жизни, символом воскресения, того воскресения, которое мы с вами чтим, славим и на которое очень уповаем, потому что знаем, что этот мир в любом случае обязательно придет к своему логическому завершению, а дальше должна быть жизнь. И Крест Господень дал нам эту жизнь. Через этот Крест каждому из нас дается возможность воскресения и возможность соединиться со Спасителем. И вот поэтому, конечно, мы с той поры с таким благоговением и упованием лобызаем Крест Господень, зная, что через него смерть побеждена и нам даруется жизнь. Конечно, очень важно, чтобы мы и сами в своем сердце поддерживали эту жизнь, потому что если до того, как Христос во второй раз придет в этот мир, наше сердце умрет, Он его не оживотворит, потому что мы сами умертвили его, свое сердечко. Очень важно понимать, что Господь не переступает через нашу волю, Он не может встать и приказать нам сделать что-либо, не может и не хочет из нас сделать роботов. Господь обязательно ждет, что же скажет наше сердце, что же мы сами хотим. И вот если мы в своей жизни захотим когда-то отвернуться от Него, Христа, захотим когда-то стать порабощенными грехами, действительно будем служить своим страстям, Христос ничего не сможет сделать. Он захочет, но не сможет, потому что не может противиться нашей воле. Вот какая сила есть на самом деле у нас, та сила, которой даже Бог не может противиться, это наше своеволие, наша гордыня, наше нежелание быть со Христом. Вот поэтому очень важно, чтобы мы, пока еще находимся здесь, во временной своей жизни, обратили бы свое сердце ко Христу, соединились с Ним, потому что далее будет поздно, далее мы ничего уже сделать не сможем, даже если все осознаем и захотим вернуться к Богу. Ничего нельзя будет сделать, потому что то место и время, когда мы могли трудиться над своим сердцем, исчезнет. Вот поэтому, братья и сестры, взирая на Крест Господень, постараемся таким образом устроить свое сердце, чтобы в нем мог обитать Дух Святый, постараемся очищать его, взирая на нашего Спасителя, Который был распят за нас с вами, но Который затем и воскрес, воскрес для того, чтобы каждый из нас имел возможность уйти от рабства греху, стать свободным и сделать правильный и верный выбор. Аминь!

 Иерей Олег Шабалин

 27.09.2015 г.