Проповедь в неделю 26-ю по Пятидесятнице | Храм Сергия Радонежского 

 


 


 



Страничка в православной сети Елицы Общины прихожан и братии Храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского г. Н. Тагил width=100

Православная социальная сеть

Проповедь в неделю 26-ю по Пятидесятнице

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня, братья и сестры, читая Святое Евангелие, мы вновь с вами слышали слова о любви, которые, однако, исходили уже не из уст Самого Христа Спасителя, но из уст обычного человека, потому что когда этот человек подошел ко Христу и спросил, что же ему делать, чтобы спастись, то Христос указал на те заповеди, которые все знают. Но очень важно, что Господь спросил, как он, законник, их понимает, знает ли он Закон, как его чтит. Вот об этом спрашивает Христос. И вопрошающий, оказывается, знает всю глубину Закона, не просто что-то внешнее, а смотрит глубоко внутрь, в свое сердце, и поэтому очень прямо и сразу же отвечает, что все заключается в любви. Он говорит: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10:27). Вот он прямо так отвечает еще до того, как услышал что-либо от Спасителя. То есть выходит, что этот вывод человек делает из тех заповедей, из того Закона, которые были еще до Иисуса Христа. Мы с вами как-то привыкли судить о Ветхозаветном Законе достаточно внешне, что это внешнее установление, что оно не проникает глубоко внутрь, именно поэтому Христос сразу же начал учить о внутреннем. Но мы видим, что люди вдумчивые даже в то время очень легко могли дойти до того, что путь ко спасению – это путь любви. И вопрошающий у Спасителя – пример тому. Христос ему отвечает, что все правильно, так делай и спасешься. Подошедший начинает оправдываться, потому что он, как и мы с вами, так не живет. Как и мы с вами, он все прекрасно знает и понимает, но не живет по этим установлениям и по тому закону, который сам же рассказал Христу, не живет по закону любви. Конечно, поэтому он начинает оправдываться и спрашивает, а кто же его ближний. Вроде, как бы, не понимая этого, но может быть, он в действительности не понимал, кто же его ближний: тот, кто рядом, или как это вообще можно воспринимать?

И Христос очень терпеливо рассказывает притчу. Как был человек один, шел он  однажды по пути из Иерусалима в Иерихон и попал к разбойникам. Они его сильно побили, ограбили и оставили едва жива сущим. И вот идут люди, самые разные, и они именно проходят, просто глядят на этого человека и проходят. Причем люди, от которых внешне и по существу ожидалось бы, наоборот, большое внимание к трудностям, к скорбям человека: это были священник и левит (тот, кто прислуживал при скинии). Вот эти люди проходят мимо, а ведь в обществе они мыслились самыми первыми, самыми уважаемыми людьми, но они идут мимо. А кто же приближается к этому человеку и ему помогает? Самарянин, человек, который в обществе того времени был отвержен, к которому иудеи даже боялись прикасаться. Не то чтобы боялись, такое было установление, иудеи не прикасались к самарянам, потому что были те были полуязычники. Но вот именно этот человек, который для всех, казалось бы, был отверженным, подошел, помог нуждающемуся и отвез его в гостиницу. И даже, когда уходил, дал управляющему еще денег, чтобы тот и дальше помогал этому человеку. Вот так, до последнего, отверженный человек проявил свою любовь, свое милосердие. И вот, конечно же, когда Христос спрашивает, кто из этих людей ближний, законник однозначно ответил, что тот, кто проявил милость. Конечно, мы не знаем, как дальше сложился путь у вопрошавшего. Однако, наша-то с вами задача, конечно, воспринять для себя все полезное. Но вот Христос показывает, что на самом деле ближний – это каждый, кто рядом с нами, кто нуждается в нас, а для нуждающегося ближний – тот, кто оказывает ему милость. Но даже и это еще не все. Христос дальше во Святом Евангелии говорит, что мы должны пойти еще глубже: мы должны посчитать своим ближним и полюбить даже и тех, кто вроде бы внешне стоит за врагов для нас, вот даже таких людей мы должны обязательно посчитать ближними и полюбить их. Это та цель, к которой нужно стремиться, но для начала попробуем полюбить тех, кто оказывает нам милость, и тех, кто нуждается в милости. Но прежде же этого нужно еще что-то самое важное сделать. Прежде этого нужно возлюбить Бога. Всем сердцем, очень крепко, так, как мы никого никогда не любили, вот так вначале нужно полюбить Бога. И тогда наши отношения к ближнему тоже буду просвещены светом этой любви. И, конечно же, тогда наша любовь будет во Христе, и только тогда она будет спасительной. Ведь можно возлюбить ближнего, не любя Бога? Можно, и мы это знаем, и неважно, как это – телесно или по-настоящему духовно, но возлюбить, и при этом Бога не любить. Вот такая любовь в любом случае будет бессмысленна. И такой человек не спасется, потому что вначале «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим» (Лк. 10:27). Это то, к чему мы, конечно, должны с вами прийти и чему должны учиться. Итак, чтобы по-настоящему возлюбить ближнего, чтобы исполнить весь закон и пророки, нужно вначале возлюбить нашего Бога всем своим сердцем. И не нужно думать, что это просто. Мы можем умиляться Христу, Его словам, говорить, что хотим следовать за Ним, но наше сердце будет отстоять далеко от любви к Нему. Ведь любовь это то, о чем апостол Павел пишет: «Любовь… не ищет своего» (1 Кор. 13:5).Человек, который любит Бога, ищет только того, чего хочет Бог, хочет жить так, как хочет того Бог, то есть по-настоящему себя из себя убирает. И он себя как бы ставит на место Божие: «А что бы сделал Христос? Вот так сделаю и я. Не как я хочу, а как хочет Христос». Вот именно так нужно возлюбить нашего Бога. И даже больше, чем я сказал, потому что человеческие слова очень ограничены в этом отношении. Наша любовь к Богу должна быть неизъяснимой, она должна быть таинственной, но настолько сильной, чтобы покрывать всякий, всякий грех, который существует в этом мире. Вот к чему, братья и сестры, призывает нас Бог. Он говорит ясно, простыми Своими словами, и на самом деле это не является для нас чем-то невозможным и недостижимым, потому что Бог ставит перед нами цели только однозначно для нас приемлемые. Вот потому не будем их отодвигать в сторону, а напротив, поставим перед собой и будем двигаться к этой цели каждую секунду своей жизни.

   Аминь.

Иерей Олег Шабалин

29.11.2015 г.